Борис Мездрич: «У нас функции цензурирования перешли в руки даже не церкви, а радикалов от православия»
ЧТО ДЕЛАЕТ ПОСЛЕ УВОЛЬНЕНИЯ ИЗ НОВОСИБИРСКОГО ТЕАТРА ОПЕРЫ И БАЛЕТА?
— Творческий отпуск — это хорошо звучит в нынешних обстоятельствах. Конечно, сейчас много встреч, действительно куда-то зовут, но я бы пока не стал называть конкретные места. Да и процессы, уже даже не связанные с театром, а касающиеся того, что привело к моему уходу, я имею в виду отношения церковь—государство—искусство, они никуда не делись, я продолжаю наблюдать за ними. Поэтому лишний раз думаешь, куда двигаться — в сторону театра или куда-то еще.
ПОХОЖА ЛИ НЫНЕШНЯЯ СИТУАЦИЯ НА ОТНОШЕНИЯ ТЕАТРА И ГОСУДАРСТВА В СОВЕТСКОЕ ВРЕМЯ?
— Мне кажется, что похожие функции сейчас берет на себя РПЦ. Я не буду говорить за всю Одессу, но у нас в Новосибирске функции цензурирования перешли в руки даже не церкви, а радикалов от православия, активистов каких-то структур, которые тут существуют в большом количестве. При этом они пользуются ресурсами местной епархии, ее сайтом, ее коммуникациями. Очень это все знакомо. А эти люди, по-моему, продвигают какие-то свои цели, тоже хотят власти и преференций в обществе, что-то хотят от государства. Жалко, что с ними порой заодно и представители силовых структур. Вот письмо на меня и режиссера спектакля «Тангейзер» Тимофея Кулябина в прокуратуру написал не только митрополит Новосибирский и Бердский Тихон, но еще и замначальника главного управления областного МВД генерал-майор Кириллов. Это есть в материалах нашего дела. Да, потом был суд, экспертиза. Суд все решил в нашу пользу, потом прокуратура это решение обжаловала, но отозвала заявление, так как 29 марта меня уволили.
СЛЕДИТ ЛИ ЗА ПРОИСХОДЯЩЕМ В ТЕАТРЕ ПОСЛЕ ЕГО УВОЛЬНЕНИЯ?
— Ну а что следить? Там и следить не нужно, все видно в СМИ. Новый директор Владимир Кехман как-то все больше на опережение работает: сначала о планах, не вникнув в специфику работы учреждения, заявляет, а уже потом объясняет, что имел в виду. Ну вот, например, его слова по поводу низких зарплат неверны, по поводу задержек выплат сотрудникам тоже.
То, что театр недостаточно финансировался, никто и не спорит. Я вот тут сравнивал бюджеты и характеристики нашего театра с тем же Михайловским театром. Правда, цифры по 2013 году, но тоже показательно. Вот, к примеру, у нас 1774 места в большом зале. У нас источник финансирования — федеральный бюджет. У Михайловского, где мест в два раза меньше, муниципальное финансирование. У нас при этом выходит из бюджета по 1780 руб. на зрителя, а у них — по 3500 руб. Но давайте сравним цифры посещаемости за 2013 год. В Новосибирском театре на каждом спектакле в среднем было на 500 человек больше, чем в Михайловском. И Новосибирск — не Петербург, здесь практически нет туристов, а населения в пять раз меньше.
О ВЛАДИМИРЕ КЕХМАНЕ
— Я его лично не знал. Мы по телефону четыре раза общались. Общение было не самое радостное. Впервые мы с ним коротко увиделись в Толмачево. Разговоры были жесткие. Вот он говорит: «Хочу дать театру название “Большой театр Сибири”». А я ему объясняю, что права на слово «большой» у Большого театра, что это все кончается плохо, что у них положительный опыт работы в судах. Он мне отвечает: «Ничего, договоримся». Очень скоро гендиректор Большого театра Владимир Урин, узнав о его планах, все популярно объяснил. Похоже, что новому директору еще предстоит освоить этические нормы в отношении коллег, зрителей, жителей города. Сможет ли, вот в чем вопрос.
БОЯЛСЯ ЛИ СТАВИТЬ «ТАНГЕЙЗЕРА»?
— У нас не было никаких опасений. Я воспринимаю это как игру, как театр. Как ситуацию, которой в жизни быть не может, она не имеет отношения к реальности. В нашей постановке — Иисус не тот, который священный и сакральный. У нас даже в программе не написано, что это Иисус Христос, у нас написано: «актер, играющий Иисуса». Слова «Христос» нет. Да, актер внешне напоминает канонический образ, но он у нас такой, поплотнее. Но это все равно «двойной отжим», получается: артист на сцене по сюжету переодевается в Иисуса, чтобы сняться в кино. То есть мы максимально ушли от реального образа, чтобы вообще отдалиться от церковной атрибутики. Мы же не иконы на сцену выставили. Мне кажется, что статью об оскорблении чувств верующих надо если использовать, то только применительно к каким-то ситуациям в храмах, соборах, церквях, на прилегающих к ним территориях. Но нельзя делать этой территорией все государство.
О ФИНАНСОВОЙ ЦЕНЗУРЕ
— Подход «кто платит, тот и заказывает музыку» — большая ошибка. Когда мне на встрече министр культуры сказал, что расходы на «Тангейзер» будут вычтены из бюджета на 2015 год, я опешил. Это прямая финансовая цензура, получается. Мы же видим, что даже представители власти однозначной позиции не имеют по этому вопросу. Даже советник президента по культуре Владимир Толстой говорил, что деньги даются не на результат, а на реализацию идеи. Так и науку можно перестать финансировать, ведь в ней тоже конечный результат неочевиден. Я хочу услышать точку зрения министра очень четко. Чувства верующих — они когда могут быть оскорблены? Если ты получил деньги от государства — ты ориентируешься на чувства верующих, а если это частное финансирование — можно не ориентироваться? Я перестаю понимать что-либо. Деньги — инструмент, не самоцель. В уставе ни одного театра не написано, что его конечная цель — получение прибыли. Спектакль может быть спорным, в этом нет ничего страшного. Но это не предмет административного спора, как и чувства верующих.
(Григорий Туманов, «Коммерсантъ», 22.04.15)
«Симона» с Дарьей Поверенновой и Зоей Кайдановской покажут в Маяковке
Премьера спектакля «Симон» состоится на Основной сцене Театра Маяковского 27 и 28 апреля 2024 года. Он поставлен режиссером Денисом Хуснияровым по одноименному роману одного из самых известных авторов современной русскоязычной прозы Наринэ Абгарян. «Симон» вышел в 2020 году и стал лидером продаж, переживая уже третье издание, но оставаясь неизвестным театральной публике.
Бедный каменщик Симон из горного армянского городка за свою честную жизнь не нажил никакого богатства, кроме одного — коллекции женских сердец, ювелирно собранных им из разбитых горем осколков. Симона больше нет с ними, но у каждой из пяти женщин есть история встречи и расставания с пусть неидеальным, но чутким и любящим человеком. И каждая история — путь с абсолютного дна жизни непременно к свету.
В спектакле заняты Алексей Дякин, Елена Мольченко, Наталья Коренная, Александра Ровенских, Дарья Повереннова (на фото), Зоя Кайдановская, Наталия Филиппова, Юлия Силаева, Максим Глебов, Юрий Коренев, Игорь Марычев, Людмила Иванилова, Надежда Бутырцева.
В прошлом году стартовали съемки сериала «Симон» с участием Ольги Кабо, Алёны Хмельницкой, Ирины Безруковой и Алики Смеховой.
Павел Табаков и Маруся Фомина сыграют «Стоиков» в МХТ
Премьера спектакля «Стоики» состоится на Малой сцене МХТ имени Чехова 25 и 26 апреля 2024 года. Дмитрий Данилов, автор пьес «Человек из Подольска» и «Серёжа очень тупой», написал пьесу «Стоики» специально для Художественного театра.
- История о матери (40+) и дочери (20+) и их мужчинах могла бы быть бытовой мелодрамой и рассказом о конфликте поколений, если бы не действительность, в которой живут герои, - сообщается в описании на сайте театра. - А живут они в «зоне неопределённости», вызванной неким глобальным катаклизмом. Их будущее туманно, а настоящее зыбко. Они не в силах ни на что повлиять и единственное, что им остаётся, – быть стоиками: делать, что должно, и ждать, что будет. Действие происходит в обычных современных квартирах, в любом крупном городе Европы, Америки или России.
Режиссером постановки выступил Денис Азаров («Дядя Ваня», «9 ряд, 10, 11 место»), а роли в спектакле исполнят Маруся Фомина, Павел Табаков, Светлана Колпакова и Александр Усов.
В ЦДКЖ покажут «Прыжок в свободу» Рудольфа Нуреева
Петербургский спектакль «Прыжок в свободу», посвященный Рудольфу Нурееву, будет поставлен в Центральном доме культуры железнодорожников в Москве (ЦДКЖ) 18 апреля 2024 года. В роли Рудольфа Нуреева занят Сергей Янковский, сообщили агентству «ИнтерМедиа» в пресс-службе ЦДКЖ.
Этот спектакль с успехом идет в мире уже более 15 лет. Его видели зрители Греции, Бельгии, Франции, Финляндии, Латвии, Литвы, Эстонии, России, Голландии, Узбекистана, Казахстана
- Спектакль рассказывает о том, что близко абсолютно каждому человеку, независимо от возраста и национальности, он рассказывает о том, как важно несмотря на препятствия двигаться к своей мечте и верить в себя и свое предназначение. Он способен вдохновлять и окрылять людей, он заставляет вернуться к своим мечтам и обрести веру в себя, - говорится в аннотации к постановке.
«Прыжок в свободу» посмотрело множество выдающихся личностей, некоторые из них непосредственно имеют отношение к балету и к Рудольфу Нурееву. Среди них Олег Виноградов - балетмейстер, народный артист СССР, обладатель высшей театральной награды Франции, премии Лоуренса Оливье, человек который более 20 лет руководил Мариинским театром и 1989 году лично организовал единственные гастроли Рудольфа Нуреева в России.
- Это удивительно точно, это по сути, это легко и интересно, - говорит Олег Виноградов о спектакле. - Сергей Янковский поразительно передает эпоху и события, а главное характер выдающего артиста. И он потрясающе двигается, как настоящий танцовщик. Ни один балетный артист не смог бы это исполнить.
- Это огромная работа! Сергей Янковский большой мастер. Мы получили колоссальное удовольствие! – говорит певица Роза Рымбаева.
В постановке заняты также солисты Мариинского и Михайловского театра.
- Спектакль уникален по жанру: актерское мастерство и режиссура высочайшего уровня Сергея Янковского переплетается с балетными номерами, - говорится в описании проекта. - Здесь и тонкий юмор, и танец, и моменты полнейший тишины, и надрыв, и слезы счастья. Здесь весь спектр чувств, который может вместить в себя человеческая душа за один вечер. Главная тема этого спектакля - масштабность личности, которая не теряет свое достоинство и силу даже за пять минут до смерти. Это рассказ о долгом творческом пути, о становлении великого артиста, о последнем выходе на сцену суперзвезды.
Зрители станут свидетелями тернистого пути к славе, который начался для Рудольфа Нуреева в забытой богом деревушке близ Иркутска и увенчался лучшими театральными сценами мира. Они увидят разного Нуреева: неопытного и юного мальчишку, блестящего танцовщика Кировского театра и великого артиста, популярность которого сравнивали с популярностью Beatles.
За эту работу Сергей Янковский был удостоен специальной премии «За исполнение роли Рудольфа Нуреева» на одном из крупнейших фестивалей России «Амурская осень».
Кроме того, на сцене ТКЗ «ЦДКЖ» 21 апреля 2024 года будет поставлена комедия Милоша Радовича «Суп из канарейки». В постановке заняты народная артистка РФ Татьяна Васильева, народный артист РФ Игорь Скляр и Максим Дорофеев.