Ваш аккаунт активирован

Поздравляем! Ваш аккаунт активирован!

22.06.2017
21.06.2017

Владимир Шахрин: «Местом на звуковой дорожке нужно дорожить»

17.03.15 09:34 Раздел: Музыка Рубрика: Интервью
Владимир Шахрин: «Местом на звуковой дорожке нужно дорожить»

Группа «ЧайФ» 21 марта 2015 выступит в СК «Олимпийский» с программой «Рождённый в Свердловске», посвящённой 30-летию коллектива. Корреспондент InterMedia обсудил ход тура с лидером «ЧайФа» Владимиром Шахриным.

- «ЧайФ» находится в туре, посвящённом 30-летию группы. Как проходят концерты?

- Может, это прессу разочарует, но всё спокойно: никому руку не оторвало, никто пьяный из окна не выпал. Писать не о чем, всё идёт хорошо. Мы уже проехали десять городов, я очень доволен посещаемостью концертов. Мы поехали в тур на полном самообеспечении, рассчитывая только на наших зрителей. Спонсоров у этих гастролей нет, поэтому мы зависим от посещаемости. Но с этим всё хорошо. Что касается самой программы, то она звучит практически в том же самом виде, в котором мы её придумали. Поменяли всего две песни, а всё остальное, что было задумано, неплохо работает. У нас была непростая задача сделать программу, с одной стороны, юбилейную, включающую знаковые хиты, а с другой стороны, отличающуюся от программы тура в честь нашего 25-летия. Хотелось также внутри программы провести небольшую презентацию нового альбома «Кино, вино и домино». И всё это удалось: программа больше чем наполовину отличается от прошлой юбилейной программы, мы играем шесть песен с нового альбома, и, в принципе, хотя бы по одной песне с каждой пластинки «ЧайФа» тоже звучит. Публика хорошо воспринимает идею с «путешествием» в город Екатеринбург, Свердловск. Тур называется «Рождённый в Свердловске», и у нас на сцене во время концертов наш город появляется несколько раз - мы о нём говорим, видим его на экране, там присутствует и презентационный Екатеринбург, снятый с птичьего полёта, и архивный Свердловск, в котором мы родились в конце 50-х - начале 60-х, и город середины 80-х, когда появилась группа, и современный город, как его видят молодые художники. Это всё работает, хорошо вписалось в программу. Концерты получаются и серьёзные, мы много говорим на серьёзные темы, и в то же время празднично-весёлыми: в конце люди встают (если речь идёт о сидячих залах) с совершенно счастливыми лицами и такими замечательными улыбками, что смотреть на них одно удовольствие. Я в финале концерта всех зрителей прошу запомнить это выражение лица и почаще выходить на улицы городов нашей страны именно с таким выражением, чтобы добавить внутреннего света.

- Перед туром «ЧайФ» выдержал достаточно длительную паузу и не выступал.

- Если честно говорить, то в этом был коммерческий смысл. Мы очень много ездим по стране, по провинциальным городам, а для меня слово «провинция» не оскорбительно. И часто получается, что приезжая раз в год, ещё видишь на заборам свои прошлогодние афиши. А местные зрители, когда их видят, им кажется, что «ЧайФ» приезжал совсем недавно. Поэтому мы решили выдержать паузу, достаточную для того, чтобы эти афиши с заборов исчезли, а люди соскучились. Чтобы, увидев афиши юбилейного тура, они сказали: «О, «ЧайФ» приезжает, клёво, давно не было!» И идея с этим искусственно созданным дефицитом, как мне кажется, сработала. Её предложил наш продюсер Дима Гройсман, а я посчитал это правильным коммерческим ходом и согласился.

- Публика на такие концерты в основном ходит слушать хиты, а музыканты всё-таки пытаются приучить её к новым песням. Совсем новые у вас сейчас есть, и если да, то когда планируется оформить их в новый альбом?

- Несколько песен уже есть, и в голове у меня есть некоторые мысли по поводу альбома, но на данный момент мы сосредоточены на туре. Опыт подсказывает нам, что для того, чтобы нужно альбом прижился, нужно от трёх до пяти лет. «Кино, вино и домино» вышел в прошлом году, и я вижу, что люди в зале начали подпевать каким-то песням с него. Но пока далеко не все, поэтому ещё пару лет этот альбом будет восприниматься как абсолютно новый. Таким образом, мы можем те или иные песни с него добавлять в программу. Вообще их принимают неплохо, мы не играем их подряд, а расставили по программе. Мы с публикой общаемся, я немножко рассказывают про эти песни, делаю подводки - иногда серьёзные, иногда с юмором. И у людей появляется интерес: ну-ка, ну-ка, давайте сыграйте, а мы послушаем. Таким образом, концерт не провисает на новых песнях. Вообще не очень интересно и правильно играть программу по восходящей: нужно строить концерт так, чтобы эмоциональные всплески чередовались со спокойными. Поработал зритель в зале, слушая новую песню - сделай ему подарочек, сыграй знакомую старую вещь. Мы не ставили задачу сделать стопроцентный «грейтест хитс», караоке-шоу на 2,5 часа. Не хочется ощущать себя ретро-группой, мы современная группа, которая живёт здесь и сейчас. Процентов на 70 программа состоит из песен, написанных в XXI веке.

- В Москве будет та же программа, или возможны вариации?

- Та же программа, она завязана на видеоряд. Предполагаю, что измениться может не более одной-двух песен в сет-листе.

- Общаетесь ли вы с людьми, с которыми начинали «ЧайФ» и которые не стали музыкантами?

- Конечно, общаюсь. Ко мне на день рождения до сих пор приходят мои одноклассники, с которыми мы играли ещё в школьном ансамбле. Мы в прекрасных отношениях, поржали, устроили номера самодеятельности. Я нередко общаюсь и с соседями, с которыми жил в коммуналке. Давно, правда, не видел тех, с кем работал в бригаде на стройке, а вот с мастером участка периодически вижусь. И со всеми музыкантами, кто играл в группе, у меня хорошие отношения, ни с кем мы не поссорились, жизнь не развела. С кем-то более близкое общение, с кем-то нет, но в той или иной степени поддерживаю отношения со всеми.

- Как вы относитесь к тому, что альбомы теперь выходят не на носителях, а в сети?

- Культуру звукозаписи, конечно, прибило появление стадийных программ типа Pro Tools, когда стало можно записываться дома. Я, может быть, как старовер сейчас буду говорить, но, когда это была студия с ленточным магнитофоном, и студийное время стоило приличных денег, у тебя была ответственность за каждую сыгранную тобой ноту. Ты платишь деньги за запись и занимаешь место на дорожке - а им нужно дорожить. Нужно было заранее отрепетировать, чтобы в студии сыграть то, что надо, потому что плёнка крутится, и ты не должен надеяться на следующий дубль. На данный момент Pro Tools позволяет сыграть музыкальную фразу, если она удалась, тут же её размножить на всю песню... Но она же там получается одинаковая, там нет какого-то внутреннего развития. Пришло что-то - давай запишем, и неважно уже, хороша песня или не хороша, готова аранжировка или не готова. Включил, записал, в сеть выложил - так и появляется огромное количество музыкального мусора, среди которого очень сложно докопаться и найти в сети что-то действительно интересное. Всё стало доступнее, но доступность немножко убивает значимость конечного продукта.

- С точки зрения потребителя всё тоже сильно изменилось. Раньше ты мог куда-то на электричке ехать в магазин за пластинкой, а теперь кнопку нажал - и хорошо, если до конца дослушаешь.

- Конечно. Как можно было не послушать добытую пластинку сразу? А теперь думаешь: ну не сегодня, так завтра скачаю, альбом же уже где-то есть и никуда не денется. Потом скачал, выбрал три песни, остальные выбросил. С пластинками так было нельзя: ты слушал её от начала до конца, она у тебя лежала несколько месяцев. Их было не так много в коллекции, и на тех, которые были, ты знал каждый звук. Плюс держать саму пластинку в руках - приятно, там есть работа художника, есть фото и текстовая информация, пластинка является культурным объектом, чего, конечно, нельзя сказать про mp3-файл. Ну что поделаешь, жизнь меняется: ездили на лошадях, потом на поездах, сейчас уже на самолётах. Плюсы несомненные, хотя есть и минусы.

- При этом за последние лет двести не сильно поменялась та часть, которая относится к живым выступлениям. Музыканты по-прежнему ездят на гастроли, и публика приходит ногами на концерты, хотя, казалось бы, давно могли заменить это голограммами какими-нибудь.

- Сами концерты я очень люблю, мне нравится выходить на сцену, играть. Даже когда играешь те же песни, каждый раз есть элемент импровизационного спектакля. На каждом концерте даже разброс эмоций разный, публика иногда включается с первой песни, а иногда и с третьей или четвёртой. Это всегда очень интересно, и это я люблю. Но переезды даются сложнее. Когда, условно говоря, из Красноярска в Абакан едешь на автобусе семь часов, это не доставляет большого удовольствия: хотя автобус вроде бы современный, печка в нём всё равно работает в двух режимах - или жарко, или холодно. Гостиницы, правда, сейчас почти везде в стране приличные, аппаратура в залах стоит если не на пятёрку, то на твёрдую четвёрку. Паять перед концертом, чтобы провода не отваливались, уже не приходится. У нас профессиональная административная команда, которая делает всё, чтобы нам было комфортно в туре. Прекрасная техническая команда. Мы приезжаем перед концертом на саундчек - и у нас уже всё идеально звучит. Остаётся только сыграть пару песен, чтобы чуть подстроить звук в зале, и мы готовы к концерту.

Алексей Мажаев, InterMedia