Ваш аккаунт активирован

Поздравляем! Ваш аккаунт активирован!

07.12.2016
06.12.2016

«Да и да»: Грязь – это способ остаться чистым *****

03.03.15 08:56 Раздел: Кино Рубрика: Рецензии и обзоры
«Да и да»: Грязь – это способ остаться чистым *****

Драма «Да и да» выйдет в широкий прокат 26 марта 2015 года. Режиссер: Валерия Гай Германика. В ролях: Агния Кузнецова, Александр Горчилин, Сергей Кагадеев, Александр Виноградов, Владимир Дубосарский и другие.

Дредастая училка младших классов Саша (Агния Кузнецова) проверяет тетрадки со школьными сочинениями, попутно умиляясь перлам, вроде «тараканы лижут раны». Дома неспокойно: отец болеет, мать в депрессии, деспотичный брат запрещает курить даже при открытых окнах. От такой удушливой атмосферы можно убежать лишь в ночь, куда глаза глядят, в богемный притон на Проспекте Мира. Ведь там зависает малоизвестный художник Антонин (Александр Горчилин), зацепивший ее смелостью суждений и приверженностью к театру жестокости своего тезки Антонена Арто.

В «нехорошей квартире» пьют всю ночь напролет, вяло спорят об искусстве и посылают Антонина за водкой как самого молодого. Задание не удается выполнить из-за позднего часа – и вот уже проштрафившийся парень выпадает из окна, приземляясь на крышу автомобиля. Верная подруга кое-как приводит его в чувство и помогает отыскать дорогу домой. По пути выясняется, что Антонин умеет видеть мистические вещи, которые вдохновляют его на написание новых полотен. Девушка западает на героя окончательно, забив на потерянные школьные тетрадки и сюрреалистично мыслящих детишек. Ведь тут намного интереснее: можно пить дни и ночи напролет, выгуливать большого рыжего пса и наблюдать, как лихорадочно художник творит, не забывая прихлебывать из горлышка.

У Германики неблагодарная профессия – выбивать из колеи снобов, обывателей, моралистов, академистов и педантов. Любое ее публичное высказывание о «Да и да» уводит от авторского замысла. То она «сознается», что снимала кино для пяти своих знакомых, большинство из которых к тому же присутствует в фильме в эпизодических ролях. То сообщает, что героиня умерла. То рассказывает, что снимала фильм не о любви, а о страсти, поскольку подлинную любовь следует искать в монастырях и скитах…

Между тем, «Да и да» - это фильм без границ, гимн подлинной свободе, обрести которую можно лишь в любви – слепой, безудержной и жертвенной. По Германике, любовь – это «в ад закрытыми глазами», жизнь на предельных скоростях, дерзновение, позволяющее воскрешать мертвых. «Да и да» напоминает полотно экспрессиониста, набросанное грубыми нервными (и неровными) мазками, будоражащее до дрожи, до судорог, до кровавого пота.

На первый взгляд, эта программа ничем не отличается от установок «проклятых поэтов», падких на чернуху и цинизм. Однако «Да и да», при всем своем грубом натурализме, не располагает к смакованию шокирующих сцен. Ключ к правильному пониманию замысла режиссера дает эпизод, в котором Саша моет полы на кухне, ее кавалер назло размазывает по полу черную краску напополам с мукой, а девушка продолжает невозмутимо убираться. Как тут не вспомнить фразу Ермена Ержанова из актюбинской группы «Адаптация»: «Грязь – это способ остаться чистым»? Никакая грязь к героине не пристает, потому что любовь разгоняет мглу, упраздняет готику, расширяет цветовую палитру внутреннего и внешнего мира.

Любовь открывает в Саше визионерские способности, и перед ней воочию развертывается символическое измерение бытия. Два сильнейших эпизода фильма выдержаны в стиле магического реализма и озвучены песнями российских групп, отдавших дань готической эстетике. Под «Говорит и показывает» «Пикника» Саша пишет свои первые картины и мучительно прозревает, чувствуя, как открывается «третий глаз». Под «Эпилог» «Агаты Кристи» мир уже сверкает новыми красками, а героиня ассоциирует себя с волками, которые в мировой мифологии воплощают промежуточное состояние между тенью и светом. «Да и да» как раз дает зрителю ту необходимую встряску, которая помогает не застрять в этом пограничном состоянии, а двигаться дальше. Вниз или вверх – это уже дело вкуса и личных предпочтений.

Денис Ступников, InterMedia