Ваш аккаунт активирован

Поздравляем! Ваш аккаунт активирован!

02.12.2016
01.12.2016

Документальный фильм «Юрий Антонов. Право на одиночество» ***

21.02.15 19:35 Раздел: Музыка Рубрика: Рецензии и обзоры
Документальный фильм «Юрий Антонов. Право на одиночество» ***

2015, Первый канал

О тяжёлом характере Юрия Антонова знают даже те, кто никогда не соприкасался с мэтром в работе. О том, как при этом Антонову удалось написать пару десятков великих шлягеров, авторы юбилейной документалки рассуждать не стали и постарались сделать достаточно традиционный фильм к 70-летию композитора. Юрий Михайлович изо всех сил сопротивлялся, хотя и пытался демонстрировать внешнюю доброжелательность. Это, впрочем, давно замечено: Антонов всегда ждёт от интервьюера какого-то подвоха и сохраняет подозрительность даже в штатных ситуациях. Ну а когда ситуация выходит из-под контроля - например, байкер пытается заправиться раньше него на бензоколонке или организаторы концерта не выполнили райдер, - тут уж великий композитор превращается в огнедышащий вулкан. Это не могли не отметить его коллеги, сказавшие для фильма пару слов про Антонова. Но это попытались проигнорировать создатели фильма. Антонов их не пускает в новый дом - ничего, зато снимем дом снаружи и похвастаемся, что побывали в святая святых: в студии. Антонов отказывается рассказывать о жёнах и детях - ничего, найдём его юношескую кратковременную любовь, а в соцсетях внебрачного сына. Антонов неохотно рассуждает о своих советских гонорарах - не проблема, его деньги посчитает Юрий Николаев, а специалист РАО расскажет о принципах начисления авторских. Кстати сказать, в случае с Антоновым, который зарабатывал на две «Волги» в месяц и не знал, на что потратить эти бешеные тыщи, никто не скажет, что он жирует незаслуженно. Потому что доказательства налицо - звучащие в звуковой дорожке фрагменты его произведений, ради которых в первую очередь стоит посмотреть эту ленту. У зрителя может создаться впечатление, что Юрий Михайлович сочинил и спел практически все лучшие песни советской эстрады. Авторы фильма слегка потворствуют формированию этого заблуждения, дважды вставляя в саундтрек фрагмент тухмановской «Как прекрасен этот мир».

К явным плюсам повествования относится отказ от педалирования темы домашних животных. Все знают, как нежно относится Антонов к своим многочисленным кошкам, и он действительно ласково общается с ними в кадре - но через окно. По гигантскому участку ходят гуси, Виктор Зинчук вспоминает подаренного ему юбиляром кота - и на этом тема домашних питомцев как бы и исчерпывается. Это хорошо, иначе фильм мог бы превратиться в бонус-трек к программе «В мире животных», тогда как о достойных людях смотреть куда интереснее. Хиты на все времена, кадры хроники, воспоминания, пусть и скупые, о начале творческого пути, священнодействие мэтра в студии, - всё это представляет для зрителя картины большой интерес. Но, похоже, создатели ленты всё же столкнулись с нехваткой фактуры - поэтому лакуны, о которых не стал говорить герой, заполняются с помощью астролога Павла Глобы. В результате важнейшим этапом карьеры Антонова оказывается тот момент, когда он узнал, что он не Водолей по гороскопу, а Рыбы. Этим фактором и всякими своими графиками и диаграммами Глоба склонен объяснять что угодно - и творческую состоятельность, и любовь к животным, и нелинейность семейной жизни Антонова. «Рыбы - они такие», - с умным видом констатирует астролог. Любопытный ход, но лучше бы авторы пригласили поговорить о композиторе какого-нибудь, например, музыковеда.

Алексей Мажаев, InterMedia