Ваш аккаунт активирован

Поздравляем! Ваш аккаунт активирован!

09.12.2016
08.12.2016
07.12.2016

Сергей Мазаев: «Нужно вкладывать в людей!»

17.02.15 11:32 Раздел: Музыка Рубрика: Интервью
Сергей Мазаев: «Нужно вкладывать в людей!»

Сергей Мазаев – личность на нашей сцене заметная. Моментально узнаваемая маска мрачного грубияна-харизматика не в силах скрыть два образования – (музыкальное училище Ипполитова-Иванова и неоконченное экономическое МГУ), равно как и непререкаемый авторитет в музыкальном мире, сквозь зубы признаваемый даже недоброжелателями. Четвертый десяток лет на сцене, впечатляющая обойма хитов, и, конечно, четвертьвековой юбилей «Морального кодекса», который будет отмечен в БКЗ “Октябрьский” 17 марта и «Крокусе» 12 апреля - прекрасный повод для того, чтобы с иконой отечественного биг-бита побеседовал главный редактор InterMedia Евгений Сафронов.

- Сергей, подготовка юбилейных концертов небось, все свободное время занимает, не до интервью?

- Сам понимаешь, мы серьезно относимся к этим концертам, но в целом никакого аврала нет – работа есть работа, концертов у нас всегда хватает. Поговорить о деле всегда время найдем.

- Но ведь это не обычные стандартные концерты будут, надеюсь? 25 лет группе только раз бывает.

- Нет, конечно, - мы составляем программу из лучших песен за все время. Но при этом, – это наши капризы, -  все же хотим сделать что-нибудь более рок-н-ролльное. Хочется поиграть хард-рок настоящий, рок-н-ролл, и даже панк, который у нас тоже был.

- Что в этом удивительного? Зрители именно этого и ждут.

- Мы видим, что есть желание хорошего рок-н-ролла. Но не забывай, что при этом у нас есть много разной фирменной и советской музыки. Исполняется все под прекрасный оркестр – семь духовых, две скрипки, два пианиста, синтезатор, аккордеон – всё совсем иное по звуку. Конечно, в юбилейную программу «Кодекса» это не вписывается, так что хочу в мае сделать ещё и с оркестром концерт небольшой. Я иногда пою «Подмосковные вечера» - вот позавчера прямо, простенькая аранжировка, но очень неожиданно было – это ведь такая избитая вещь – а тут вдруг я с красивыми девушками, со скрипками, с гармошкой… Люди просто офигели.

- Советская музыка действительно сейчас пользуется особым спросом.

- Не только советская – фирменная, качественная, классика тоже. А ты знаешь, что мне  Элтон Джон продал права на исполнение своих песен практически бесплатно? Майкл Фрэнсис за 120 долларов отдал права. То есть, им приятно, что кто-то поет их песни. А вот наши - начинают все ковырять в носу.

Когда я к своему пятидесятилетию делал концерт и выпускал свою первую сольную пластинку, в издательстве (о названии умолчу) мне сказали: плати 4.000 евро за право на переработку. А речь идет о потрясающей аранжировке к моей трубе, «Симона» называлась песня, Виталий Валентинович Долгов в свое время написал для оркестра Игоря Бутмана. Экономика, получается, такая: 12 песен – это уже 48 тысяч евро. А еще мне надо аранжировщика нанять, музыкантов, репетировать, чтобы все это в студии записать, отмастерить, выпустить, напечатать. Я им и говорю: ребята, вы своими действиями саботируете управление правами. Вы должны бегать и всем артистам запихивать в рот эти песни, а когда вы чувствуете, что это очень удачная вещь, так даже и финансировать ее запись, чтобы этот ваш “контент” работал и приносил доход – это же ваша задача. А вы сидите как собака на сене, и ничего никому не даете. Кто у вас покупает музыку? Только киношники и телепрограммы – за какие-то копейки. Почему вы не хотите, чтобы ваша песня лишний раз начала жизнь новую?  Надо продавать, надо заниматься маркетингом,  с пользой… Убедил, конечно - потом они мне отдали права бесплатно.

- Ну, это же понятно – в нынешней ситуации на роке не заработаешь, народ к простой музыке всегда тяготеет. Рок-н-ролл разве можно навязывать, как-то воспитывать?

- Ну, это сложно сказать. Звучат радиостанции, все зависит от того, как они воспитывают людей.

- Как можно воспитать человека, если он не хочет эту музыку слушать? Тем более что в эфире и сейчас есть рок-н-ролльные радиостанции.

- Мало, очень мало! Приезжаешь в Англию – у них в универмагах, везде звучит другая музыка – не попса, не рэп, а рок-н-ролл везде!

- А не потому, что в Англии народ другой?

- Какая разница, какой народ? Включи – и все: народ будет есть то, что ему дают. Просто у нас решают эти вопросы руководители каналов, музыкальные продюсеры. Вот скажи, группа «Моральный кодекс», - на протяжении всех этих лет, если не лучшая, то одна из лучших, перспективнейших рок-н-ролльных групп в Советском Союзе, так ведь? И ни разу мы не получили приглашение в шоу крупного масштаба – на «Евровидение», например. А музыка у нас абсолютно европейски-ориентированная, мы могли там круто выступить, «С первым снегом» или «До свиданья, мама». У нас есть записи на иностранных языках - на английском, на итальянском – на каком угодно. Но – не приглашали ни разу. Подход такой, неэффективный.

- С точки зрения эффективности: как оценишь сейчас доходы от продажи записей?

- Давно уже их нет. Продажа носителей сейчас даже расходы на запись не покрывает. Хорошо, что у меня есть друзья состоятельные, которым нравится моя музыка, которые украшают жизнь вокруг себя разными способами, в том числе и поддержкой музыкантов.

- То есть спонсорство?

- Это не то. Спонсоры обычно предполагают бизнес-отношения, что-то получают взамен – рекламу, еще что-то. А здесь друзья просто радуются музыке, которую я делаю, и ничего взамен не просят. Это меценатство. Всю жизнь мне помогают мои друзья -  все эти пластинки, все эти хорошие миксы, и хорошие студии – это все благодаря моим друзьям. При этом обращаюсь к ним я только тогда, когда мне своих не хватает. Я вообще не сторонник попрошайничества нашего традиционного - потому и сохраняю много лет отношения с друзьями.

- А если бы не они – только за счет концертов существовали бы?

- Да, именно чес. Я называю это работой «в состоянии мяса». Поющее мясо.

- Надежд на доходы от записей сейчас пока никаких?

- Да я и права на свои песни сейчас никому не отдаю, чтобы ни на кого не сетовать, понимаешь? При нашей непрозрачной системе расчетов в индустрии вообще, плюс эти владельцы компаний,  люди с преступным менталитетом… ну, короче говоря, я даже не хочу обсуждать этих людей. Вроде бы ситуация может скоро измениться, новую систему глобальных лицензий обсуждают  – очень интересный, современный подход, именно так в принципе и нужно работать. Конечно, в нашей стране самую хорошую идею могут превратить в способ обогащения, но здесь изначально все должно быть прозрачно. Опять же мы – артисты, композиторы, издатели - следить будем, и не дай Бог, что…

- Веришь в общественный контроль?

- Это же общая наша проблема, мы должны следить за компетентностью нашего руководства.

- Ушам своим не верю. Это ты говоришь как доверенное лицо президента Российской Федерации?

- Как доверенное лицо, именно! Я считаю, что обязан поддерживать своего президента – причем не лично Путина, а президента нашей страны. Именно поэтому я прихожу и прошу людей просто выполнять свои обязанности, ничего лишнего. Но обязанности выполнять добросовестно! К примеру - ну как можно мостить плиткой тротуары в нашей климатической зоне? Попробуйте снег от плитки отскрести! Такого не может быть. Посмотрите на Петербург – там живут умные русские, которые строили для себя и за свои деньги. Там только внутри помещений есть мраморные какие-то полы. Если вы хотите зарабатывать деньги, спросите у специалистов, мы же не против, чтоб вы зарабатывали, но вы за  эти деньги должны делать для нас работу и показывать достойные результаты.

У нас все законы неплохо написаны. К примеру, когда меня спрашивали: «С чего вы на «Единую Россию» наезжаете? Почитайте их устав – это прекрасная демократическая партия, которая хочет хорошей жизни», - я отвечал: вы же знаете, что по факту эти люди далеко не всегда делают то, что декларируют.

К примеру, дороги - ведь надо же емкость среды учитывать. Нормальный мегаполис должен уделять на дороги 18-19% площади города (в Японии вообще за 20% - там двухъярусные, трехъярусные дороги). У нас даже 14% нет, потому транспортный коллапс постоянно. Гаишники превратились в фискальную карательную организацию. Где регулировщики, которые все видят? Перекрестки должны быть пустыми, это их работа основная, а они стоят в углу, ждут, когда я что-то нарушу. Результат - у нас больше 40 тысяч человек погибает на дорогах в России, это же настоящая война против страны.  А что такое наша страна? Это люди! Всем начальникам нашим надо пересмотреть отношение к железу и к людям. Они вкладываются в железо, а к людям - принципиально наплевательское отношение. Вот, например: я уверен, что самые главные люди на земле – это учителя. Они формируют наше будущее. По отношению к учителям можно определить, какова страна.  Может ли наша молодая учительница, допустим, даже с восьмилетним стажем, поехать и достойно отдохнуть где-нибудь на море в Италии? Нет? Тогда это не моя власть. Святая троица должна быть у нас – учитель, врач и полицейский. Вот три человека, которые создают условия для нормальной жизни в любой стране. Именно в этих людей надо вкладывать.

- В людей ведь вкладывать невыгодно…

- Нет, наоборот! Вот ты понимаешь, почему у меня такие успешные проекты? А это потому, что мы вкладываем в людей! Приглашены лучшие музыканты, они получают достойно, и я получаю от этого удовольствие, потому что вижу результат. И, конечно, надо создавать условия, а для группы главное условие – база. Сейчас у нас прекрасная репетиционная база в  Киноцентре на Красной Пресне, но даже в самые тяжелые времена, когда мало концертов, мало работы, - если есть своя база, студия, в которой можно собираться и играть, то это и есть основная работа. Я считаю, концерты – это уже получение зарплаты, а основная работа – это репетиции и записи, именно это делает группу.

- И что же, вся жизнь в работе 24 часа в сутки?

- Ни в коем случае. Самое важное - здоровье. Совершенно необходима динамика, а лично для меня – плавание. Все же в нашем возрасте бегать и прыгать – это тоже неплохо, но нагрузки на суставы и позвоночник нежелательны, да и для излечения от наркозависимости это намного эффективнее.

- Наркозависимости???

- Я вообще не пью уже 11 лет. Позавчера выпил немного вина на дне рождения друга - сразу отравление реальное, так что и желания нет. Алкоголь – это один из пяти самых распространенных тяжелых наркотиков, которые употребляет человечество, об этом как-то не принято говорить, но это так. А мне скрывать нечего - болезнь была серьезной.

- В России в таких случаях принято идти в церковь.

- Зуб заболел – бежишь ведь к врачу? Алкогольная зависимость проявляется – бежишь не к врачу, а в церковь? Почему? Это же простая химическая зависимость, нет никакого гена алкоголизма. Зависимость у всех людей бывает разная, у меня она была алкогольная. Кто-то не может от сахара отказаться, кто-то - от алкоголя, кто-то – от интернета, кто-то - от мяса. Попробуйте не пожрать пару дней – ломка начнется серьезная! (Смеется). С наркотиками то же самое. А в церковь не хожу, конечно.

- Чистый атеизм?

- Да. Но я  отношусь к этому терпимо, как к проявлению неразвитости, что ли. Я ходил в церковь, но  в угаре алкогольном, в паранойе этой. Не понимал, чего я туда хожу. А от алкоголя можно отказаться, если ты понимаешь, что это просто дурдом. Умом понимаешь, а не молитвами.

- Очень смелое заявление для нашего времени. Какой же русский без православия?

- Для меня настоящие русские патриоты, люди, прославившие мою страну, – Григорий Перельман, Виталий Гинзбург. Вот это настоящие русские.

- Парадокс, не находишь?

- Нет. У меня ведь тоже много всяких происхождений, но я русский. Мой любимый актер Олег  Басилашвили – более русский, чем многие Ивановы и Петровы. По той русской культуре, которую он несет, по тому, как он умеет говорить по-русски. Мой лозунг -  Россия для русских - любого происхождения. И здесь мы похожи на американцев - они ведь китайского, еврейского,  итальянского, какого хочешь происхождения – и все американцы. В этом мы с американцами похожи, и в этом наша сила - и американцев, и русских.