Ваш аккаунт активирован

Поздравляем! Ваш аккаунт активирован!

04.12.2016
03.12.2016
02.12.2016

Роман Богословский - «Агата Кристи». Иллюстрированная история группы» ***

12.02.15 14:33 Раздел: Музыка Рубрика: Рецензии и обзоры
Роман Богословский - «Агата Кристи». Иллюстрированная история группы» ***

2015, «Амфора»

У «Агаты Кристи» история очень богатая - в свойственные серии «Легенды нашего рока» 96 страниц может и не поместиться. Группа первой в Свердловском рок-клубе скрестила русский рок с опереточной истерикой; потом додумалась использовать техно-аранжировки и стала самой популярной командой середины 90-х; бешеный успех конвертировала не в заработки, а в наркоманию и огромные проблемы со здоровьем; потеряла клавишника, но выжила и осталась актуальной, чтобы развалиться из-за мировоззренческих разногласий братьев Самойловых. Есть о чём рассказать, да. И Роман Богословский вроде бы ничего этого не упускает. К тому же больше половины текста книги составляет прямая речь Вадима и Глеба Самойловых, которые достаточно откровенно рассказывают обо всём (ну почти), что с ними приключилось.

При этом повествование захватывающим, увы, не назовёшь. Первая причина, как ни странно, - ставка на интервью братьев. Я тут повспоминала, полистала архивы... и действительно, ведь у «Агаты Кристи» за всю историю не было ни одного фееричного интервью. В книге Богословского Вадим и Глеб лишний раз признаются в своей интравертности - которая в их прямой речи действительно очень заметна. Свои бушующие страсти Самойловы всегда сублимировали в творчестве - что, конечно, благо для музыки, но только не для этого печатного издания. Вообще, наиболее интересный текст про «Агату Кристи» написала репортёр «МК» Ирина Боброва: большая часть статьи была посвящена её любовным отношениям с кем-то из Самойловых в разгар наркотического периода их карьеры. В иллюстрированной истории о Бобровой ни слова нет, да и вообще из девушек упоминается только нынешняя жена Вадима, но о героиновой зависимости братья рассуждают вполне откровенно - впрочем, чувствуется, что они об этом, будь их воля, вообще не вспоминали бы. По крайней мере никакими подвигами, совершёнными под кайфом, они не гордятся.

Здесь пригодился бы хороший рассказчик, способный превратить сухо изложенный набор фактов в остросюжетное чтиво. Им мог бы стать, кстати, и Роман Богословский, если бы не одно обстоятельство: автор книги - верный поклонник «Агаты Кристи», у него в комнате их постер висел. Это мешает ему смотреть на предмет повествования свободно и иронично, он слишком уважает своих героев, чтобы выносить им какие-то оценки и снабжать острыми эпитетами. Например, в книге упоминается период невероятного растолстения братьев Самойловых, но, разумеется, опущен факт, что тогдашний директор «Агаты» называл музыкантов «мои Винни-Пухи». Нет и толкового объяснения, из-за чего поссорились Самойловы. Правда, Вадим в книге хвалит Владислава Суркова, а об отношении Глеба к этому деятелю ничего не говорится. Читателям предлагается догадаться самим.

Самым интересным моментом в книге оказался период между первыми успехами и «Опиумом». Со стороны казалось, что появление в программе «Взгляд» для рокеров означало наступление полного шоколада - но на самом деле это не так. «Агата Кристи», как и большинство коллег, никак не смогла монетизировать свою известность - даже концертов у неё было не так много, а денег ещё меньше. Ситуация изменилась только с выходом сверхпопулярного альбома «Опиум» - но и тут «Агате» не повезло: рынок не был готов к гастролирующим рокерам ни по оснащённости площадок, ни по профессионализму организаторов, поэтому концертная гонка привела к усталости, депрессии и веществам.

Рита Скитер, InterMedia