Ваш аккаунт активирован

Поздравляем! Ваш аккаунт активирован!

08.12.2016
07.12.2016

Документальный фильм «Михаил Боярский. Один на всех» ***

10.02.15 13:42 Разделы: Кино, Музыка Рубрика: Рецензии и обзоры
Документальный фильм «Михаил Боярский. Один на всех» ***

2014, Первый канал

Фильм начинается с того, что народный артист Михаил Боярский выходит из подъезда, держа в руках охотничье ружьё, пролежавшее дома больше тридцати лет. Куда же он идёт? В тир и в конно-спортивный комплекс - в канун своего 65-летия сдавать, прости господи, нормы ГТО, как объясняет закадровый голос. Кстати, что это за нормы ГТО по конному спорту? Специально для стареющих Д'Артаньянов придумали?

Увы, эта постановочная затея во многом сводит на нет удачи документальной ленты. В 1979 году, после выхода «Д'Артаньяна и трех мушкетёров» популярность Михаила Боярского стала лавинообразной. Сыграв на пороге 30-летия пылкого 18-летнего юношу с усами и шпагой, Михаил Сергеевич не только попал на обложки «Советского экрана», но и определил своё амплуа на долгие годы. Тут вспоминается Борис Бабочкин, который к старости понял, как он влип с ролью Чапаева - его до седин заставляли позировать на лошади в папахе и не желали видеть в других образах. Но у Боярского к своему Д'Артаньяну претензий, похоже, нет. «Один на всех» изобилует отсылками и цитатами из знаменитого киномюзикла, и против ружья, конного спорта и крепкой мужской дружбы поседевший Д'Артаньян ничего не имеет. Секрет успеха той звёздной роли - ещё и в том, что она процентов примерно на 100 соответствовала органике Боярского. Но это же не значит, что юбилейный фильм должен сводиться к речёвкам «а сколько шпаг у нас? четыре!» и прославлению мушкетёрской романтики. Боярский - конечно, Д'Артаньян, но по сути он умнее и глубже своей главной роли.

Между героическими цитатами из фильма и фрагментами песен Максима Дунаевского в фильме показывается другой Боярский: отец, дедушка, муж, друг, добрый человек, выбравший неизменную чёрную шляпу в качестве маски, скрывающей усталость, проблемы и болезни. Перед съёмочной группой он предстаёт даже без шляпы - и это, на мой вкус, лучшие моменты ленты, жаль, их не так много. Что там, под шляпой? А под шляпой Д'Артаньян совсем седой и совсем не похожий на хриплого юнца, кричавшего «каналья!». Разумеется, он вспоминает о мушкетёрской дружбе, продолжавшейся и после съёмок фильма, но воспоминания во многом горькие: ушли из жизни и Арамис, и ближайший друг Боярского Владимир Балон, сыгравший в «Мушкетёрах» его главного врага Де Жюссака. Примечательны воспоминания о трогательном отношении Михаила к маме, которой он даже после собственной свадьбы отдавал все заработанные деньги. Дети, супруга, коллеги говорят про него много искренних добрых слов, есть даже хоум-видео с крошечной, но уже артистичной Лизой Боярской. Как Михаил пришёл в театр, как познакомился с женой, как попал в кино, как отдавал Лизу за Максима Матвеева - все эти темы в ленте затрагиваются, но чуть менее подробно, чем хотелось бы. Как только Боярский начинает раскрываться как человек больше обычного, создатели ленты вновь отправляют его в «потёртое седло» - и он идёт, с улыбкой и не жалуясь, потому что c'est la vie. Куда вас, сударь, к чёрту, занесло? По мнению режиссёра, старым, мудрым, остроумным и земным актёром Михаил Сергеевич даже в 65 может побыть только в коротких перерывах между мушкетёрством.

Алексей Мажаев, InterMedia