Масштабную программу выставки-форума «Уникальная Россия» представят в ТАССУмер итальянский модельер Роберто КаваллиУмер О. Джей СимпсонИлья Авербух и Лиза Арзамасова ждут ребёнкаПевец Евгений Кунгуров покончил с собойМария Шумакова стала мамойАйла Фишер и Саша Барон Коэн разводятсяНуки ушла из группы «Слот»Александр Семчев и Ирина Пегова стали народными артистамиТейлор Свифт стала миллиардершейУмерла актриса Татьяна КонюховаРоберт Паттинсон и Сьюки Уотерхаус стали родителямиКэмерон Диас снова стала мамойМузыканты «Пикника» живы и в безопасностиКейт Миддлтон проходит лечение от ракаПеред концертом «Пикника» в Crocus City Hall произошел терактНикиту Кологривого арестовали на семь сутокСпортивный комментатор Василий Уткин умер на 53-м году жизниРегина Тодоренко получила гражданство РФВалерий Леонтьев заявил об уходе со сцены в день 75-летия

Владимир Петровский: «Русская колокольня — это не фортепиано, к этой работе нужен индивидуальный подход»

22.01.2015 18:24 Музыка Рубрика: Интервью

Корреспондент InterMedia пообщался с профессиональным звонарем и членом Ассоциации колокольного искусства России Владимиром Петровским и выяснил, что древнейшее исполнительное искусство по-прежнему находит своих почитателей

- Что подразумевается под «современной колокольной музыкой»? Какая она?

- История знает немало примеров появления и развития совершенно удивительных явлений, отличающихся от принятых и сложившихся традиций и устоев. Новаторство, возникновение новых идей и мыслей не может появиться самопроизвольно, для этого непременно создаются предпосылки и особые условия. Человеческое естество, находящееся в постоянном совершенстве и развитии, периодически приобретает новое качество — обновляет состояние плоти, усовершенствуя материальное окружение, и обогащает свою душу, постигая духовный, Божественный мир. Все имеет право на рождение, существование и развитие.

Несомненно, наличие шкалы нравственных оценок, понятий добра и зла постоянно возбуждает дискуссионное состояние в обществе. Неоднородное и разновеликое духовно-нравственное образование — как у подавляющей массы людей, так и отдельных личностей — порой создает прецедент непонимания или нежелания понять сущность возникшего явления, а порой и просто запрет, и отчуждение как такового.

Итак, заглянем в историю. Придя в мир всеобновленцем, с желанием насильно изменить мир, октябрьский революционизм с его агрессией и разрушительной политикой уничтожил огромное количество исторических и культурно-духовных ценностей российской истории. Исчезло с лица земли бесчисленное количество: памятников архитектуры, искусства и значительно был ослаблен стержень, духовно-нравственной основы православного государства.

Но время заставило создавать новые человеческие ценности, без которых не может существовать любая нация. Помимо экономического и социального базиса, несомненно, потребовались проведение процесса по созданию, а в некоторых случаях и возрождению утраченного, культурно-нравственного потенциала, но уже для нового времени и в новом качестве.

История колокольного звона России огромна и уникальна. Появившись с принятием христианства, колокола уверенно заняли свое место в жизни православной России. Они, проникнув во многие сферы человеческого быта (колокола сторожевые, пожарные, метельный, сполошные, вечевые, набатные, церковные, корабельные и т.д.), стали неотъемлемой частью нашей истории. Указ РК ВКПБ от 1928 года запретил колокольный звон: колокола уничтожали, сбрасывая с колоколен, и это нанесло огромный урон колокольной традиции. Конечно, нельзя сказать, что все было уничтожено до последнего колокола. В некоторых монастырях и храмах колокола звучали, и их звон не прекращался никогда, но это капля в океане по сравнению с ушедшим бесследно и навсегда. Исторический факт состоит в том, что была насильно и безвозвратно уничтожена основа колокольного мастерства того времени, ее самобытность и преемственность.

Конец 70-х, начало 80-х годов ХХ столетия — это время начала возрождения колокольного искусства. Время распорядилась так, что, прервав колокольную историю, советский период и возродил ее вновь. Из осколков былого, чудом сохранившегося мизерного материала родилась новая колокольная история, воплотившая в себе современное качество и стилистику. Люди, стоявшие у истоков создания этой истории, начинали с чистого листа; как в плане исторического аспекта, но так же, что важно отметить, не имея практической воцерковленности и опыта духовной жизни. Это работники музеев, ученые, люди искусства, медицины, простые служащие и многие другие.

В музей «Малые карелы» в город Архангельск из районов были перевезены, отреставрированы и восстановлены три колокольни. И на них установили колокола, собранные со всей области: со старых заброшенных храмов, с производственных объектов и свалок металлического лома. Началась научная — исследовательская и практическая работа.

Что есть колокольный звон? Из чего состоит структура, содержание, форма звона? Какова техника исполнения? Эти и еще многие и многие вопросы возникали в период возрождения, а точнее сказать рождения новой, нынешней традиции.

В России никогда не было централизованной системы обучения колокольному звону. Не было ни школ, ни каких либо учебных заведений, в данном направлении. Мастерство и особенности колокольного звона рождались и передавались «из рук в руки, из уст в уста»: в каждом храме, монастыре, городе, селе. Со временем это обстоятельство позволило вырабатывать свою стилистику, неповторимость и характер, с учетом местных индивидуальных особенностей. Все вместе, это явилось важной, исторической, составляющей Русской колокольной традиции. Основываясь на свободе самовыражения и исполнения, в рамках церковного устава, а так же при отсутствии, четко выраженных гармонических и мелодических основ (главное это ритм и характер), за несколько веков, создалась национальная колокольная культура.

Исходя из вышесказанного, новый этап создания колокольной идеи прошел свой путь рождения, через познания и осознания значимости данного вопроса. К 90-м годам четко сформировалось два направления в развитии идеи возрождения колокольного звона. На базе музеев это музыкальное, стилизованное под старину современное (светское) направление и параллельно традиционное, то же воссозданное, в основном из музейного фонда, но с ярко выраженной ограниченностью в средствах выражения и подачи материала.

Являясь создателем «Современной колокольной музыки», я хотел бы пояснить и охарактеризовать особенности данного явления. Придя к колоколам как прежде всего музыкальному инструменту, имея значительный опыт музыканта-профессионала, я с огромным интересом и желанием открыл для себя мир звуков, гармоний и скрытых мелодий поющих колоколов. Изучая материалы моих предшественников и остатки утраченной традиции, я попытался создать новый мир, мир колокольного творчества. Творчества в современном его понимании, где, как и в классической составляющей искусства, существуют осознанные формы построения музыкального произведения (вступление, основная тема, побочная тема, реприза, финал и многое другое). Уделил большое внимание возможности создания внутреннего зрительного ряда (картин природы, чувственности, переживаний и т.д.), посредством звучания колоколов, вложенного в ритмическую и темповую структуры, все это дает удивительный эффект человеческого восприятия. Умело выстроенные композиции колокольных произведений, в основе которых лежат романтизм, философия и возвышенные чувства, наравне с принятыми классическими формами музыкального выражения заставляют человека думать, чувствовать и сопереживать. Не единожды исполненные мной такие произведения, как «Лесная сказка», «Наваждение», «Сказание монаха», «Вальс колоколов» и многие другие мои произведения наглядно показали положительную реакцию слушателей. Прежде всего, это понятие ими целостности музыкального произведения, его характерность и смысл, и главное, все это воспринимается, не смотря на то, что явно отсутствует, привычная всем, основная мелодика музыкального материала.

Хотелось бы подчеркнуть особенности нового музыкального направления — это, при всей новизне и современности, бережное сохранение главных основ русской колокольной традиции. А именно: отсутствие конкретной, четко выраженной, музыкальной трактовки, то есть построения мелодий по схеме, всем известных нот; в основе произведения лежит, как и в былые времена, ритм и характер. Музыкальная образность создается на базе все того же нетемперированного подбора колоколов. Да, это, конечно, непростая работа, которая требует знаний, навыков и огромной творческой отдачи. Что поделать, во все времена Большое Искусство, требовало большого внимания к себе.

Появившись в условиях новой эпохи самостоятельно и, главное, ничего не разрушая, а, более того, созидая, «Современная колокольная музыка» имеет полное право быть. Существуя рядом с возрождающейся церковной колокольной культурой, она не только не противоречит основам духовной нравственности, а напротив, укрепляет и воспитывает в людях чувства красоты, любви и уважения к ближнему. Способствует осознанию важности сохранения своей истории и созидания будущего нашей Родины.

- Востребовано ли подобное искусство за рубежом?

- На сегодняшний день в зарубежной колокольной культуре, имея в виду в основном западную Европу, колокольная музыка существует в несколько основных направлениях. Это сигнальное (раскачивание колоколов в ручную или с помощью механизмов «очепной», а так же часобитные механизмы, с циферблатом и ударным боем по внешней части колокола) и музыкальное — речь идет о колокольном многоголосном музыкальном инструменте карильоне. Этот колокольный музыкальный инструмент известен с IX века. Ранее карильон устанавливался на зданиях городских ратуш и церковных колокольнях, ныне стал помещаться и на отдельных специально отстроенных архитектурных сооружениях башенного типа - для использования его в качестве самостоятельного концертного инструмента.

Последователей моего колокольного-музыкального направления, известных мне за пределами России, немного, но есть значительное количество почитателей и слушателей. А в практическом плане, эти люди живут и занимаются творчеством конечно в России, по причине национальной и исторической особенности нашей колокольной культуры.

- Что вдохновляет вас на написание стихов и песен?

- Несомненно, все мы в этой жизни что-то сочиняем, придумываем, изобретаем. Способности к творчеству присущи каждому из нас, только претворение в жизнь замыслов не всегда и не у всех получается. Причин множество, это и наша чрезмерная скромность и застенчивость, нежелание показаться навязчивым и недостойным. Порой отсутствие настойчивости и истинного желания не дает нам проявиться в полной мере. Так что надо бороться за себя и свое творчество.

Стихи и музыку пишу уже много лет. Жанры различны — это лирика, философия, романтизм и, конечно, же духовная стезя, рожденная с опытом работ в православных храмах и монастырях. Музыка, а в особенности стихи, рождаются под впечатлением тех или иных событий, встреч, общения и при посещении изумительно красивых мест. Это могут быть города, поселки, деревни и просто места удивительной русской природы.

Не могу себя причислить к бардам или тем, кто четко организован в своем творчестве. Пишу и пою о людях и их взаимоотношениях, рассуждаю на философские темы, размышляю о глубинах человеческого бытия, любви и смысле жизни. Стараюсь раскрыть тему духовного воспитания, важность и необходимость любви к ближнему и Богу.

Сочинительство, пожалуй, самое верное и правильное слово, означающее мой творческий путь как поэта и композитора.

- Как происходит обучение звонарей и сколько времени это занимает?

- Первая школа звонарей, которую я открыл в 1989 году, была организованна на базе музея-заповедника «Малые Карелы» в Архангельске. Первыми учениками были работники музеев страны: Москва, Ярославль, Великий Новгород и т.д. Все они прошли курс обучения, но к сожалению, у большинства из них дальнейшего развития не получилось. Причина в том, что русская колокольня — это не фортепиано, везде разные колокольни и разные развески колоколов. Из этого я сделал вывод, к этой работе нужен индивидуальный подход. И вот уже около 30 лет я езжу по городам России, а также ближнего и дальнего зарубежья: устанавливаю колокола, настраиваю звон и обучаю колокольного искусству. И считаю, что это правильно и честно по отношению к традиции колокольного звона России. Существующие на сегодняшний день многочисленные так называемые колокольные центры — это не более, чем фикция и популизм. Выпускники этих школ — абсолютно не профессиональны и не способствуют возрождению и развитию русской, колокольной традиции.

Моя колокольная школа, «Школа колокольного искусства Петровского В.М.» - передвижная. Провожу курс обучения в данном храме или монастыре. Готовлю техническую составляющую, настраиваю звон, а параллельно преподаю курс обучения – теоретические и практические занятия. Курс обучения проводится в течение 2,5 недель. Преподаётся всё самое главное и необходимое для сегодняшнего звонарского искусства, а именно: историческая часть, техника исполнения, умения строить и исполнять звон, а также знание церковного, колокольного устава. По окончании курса проводится экзамен по всем учебным темам. Это является началом повсеместной колокольной традиции.

- Планируется ли региональное расширение профессиональной школы звонарей?

- Самое главное в том, что звонари и звонарицы обучаются не где-то за тысячу км от своего храма, а на своём инструменте - колокольне или звоннице. И это важно для создания их поместной колокольной традиции, именно так, как это и было в далёком прошлом. И сегодня мы не вправе, возрождая колокольные звоны, искажать русскую православную традицию. В процесс обучения включаются все, без ограничения: дети, молодежь и взрослые. Это является хорошим примером преемственности ценностей православного мира.

- Как создатель и исполнитель авторских звонов, что вы можете сказать о защите авторского права при распространении произведений? В 2012 году Вам была вручена премия РАО, что она для Вас значит?

- Защита авторских прав в России, в разделе «Колокольне звоны» на сегодняшний день почти невозможна. Мои многочисленные новаторские приёмы исполнения уже давно используются практически всеми, кто более или менее занимаются колокольным звоном. Получить на это патент и защитить своё авторство практически невозможно. Получение премии РАО для меня было большой неожиданностью. Признаюсь честно, мне было приятно получить такую награду, я рад, что мой маленький вклад в культурный мир России был отмечен, и это меня вдохновляет для будущих работ.

- В ваше «Нотное пособие для начинающих звонарей» входят только основные церковные звоны или авторские тоже?

- В «Пособие для начинающих звонарей» входят как звоны церковных богослужений, так и авторские произведения колокольного искусства.

- Планируются ли в обозримом будущем масштабные колокольные фестивали или схожие мероприятия?

- В июне 2015 года в городе Усолье, Пермского края состоится ежегодный, международный колокольный фестиваль «Звоны России». В этом году исполняется 10 лет этому колокольному форуму. Планируется интересная и содержательная юбилейная программа. Приглашаются звонари и звонарицы с разных регионов и городов России, а также различные самодеятельные и профессиональные песенные, танцевальные и театральные коллективы. Я, являясь создателем, а также музыкальным и художественным руководителем этого фестиваля, приглашаю вас принять участие и достойно осветить этот народный колокольный праздник.

Лиза Беляева, InterMedia

Рецензия на клип Jony «Мне не больно»: Главное, чтобы костюмчик сидел

обложка сингла

2024, Jony.

Оценка: 7 из 10.

Певец Jony назвал сингл «Мне не больно» самой сложной по структуре из своих композиций. По его словам, произведение было написано в депрессивном состоянии, но оно должно помочь слушателям освободиться от негативных эмоций. Песня действительно непростая: там есть и речитатив, и элементы арт-рока, и восточный колорит, причём одно с другим не смешивается, а переходит с разной степенью плавности. Артисту песня действительно могла помочь справиться с нервозностью: ну знаете, когда выговоришься или проорёшься, а то и поплачешь – становится легче. Насчёт слушателей не уверен: артист будто предлагает аудитории погрузиться в его состояние и вместе из него выходить – но зачем же специально вгонять себя в депрессию? Как бы то ни было, «Мне не больно» отчасти разрушает миф о Jony как о сладкоголосом сердцееде. Здесь он сознательно выходит из этого образа и делает слушателю если не больно, то неуютно.

Визуализировать эту историю взялся режиссёр Эльвин Фомин. Идея клипа – в том, чтобы избавиться от некой вещи, которая приносит тебе проблемы. Избавиться, отпустить, похоронить – и жить дальше. Но в реализации этой идеи артист и клипмейкер, на мой взгляд, слегка перестарались.

В первых кадрах с Jony, который и так стоит в изысканном костюме, портной снимает мерки. Долго, подробно, вдумчиво. После этого камера переносится в мрачный тёмный лес, где Jony, одетый в кожаный плащ, под дождём роет могилу. Не просто яму, потому что получившееся отверстие весьма широко и глубоко. Тут поневоле вспоминается первая сцена клипа и закрадывается мысль: так вот зачем снимали мерку! Исходя из этого, получается, что в могилу должен улечься сам Jony. Потомив зрителя ещё несколько секунд, артист втаскивает в кадр гроб… который при ближайшем рассмотрении оказывается внушительных размеров сундуком. После неких манипуляций с ключом сундук оказывается на дне ямы, и Jony, угрожающе танцуя с лопатой, его старательно закапывает, а потом разравнивает землю вокруг «могилы».

В следующем кадре он уже в ателье у портного, надменно смотрит на тот самый ключ и смахивает его в ящик стола – где, кажется, уже скопилась коллекция подобных ключей. Избавившись от сундука и лопаты, Jony в новом костюме горделивой поступью выходит на балкон, вероятно, своего дворца и осматривает владения. В конце зрителю ещё зачем-то объясняют, что в громадном сундуке были захоронены скромных размеров часы. Всё это должно символизировать обнуление после избавления от негативных эмоций и воспоминаний, но снято настолько прямолинейно и высокопарно, что клипу не хватает титра с дисклеймером: «Не пытайтесь повторить – может не сработать».

Алексей Мажаев, «ИнтерМедиа»

Фото: обложка сингла
Теги: рецензии, клип, Алексей Мажаев, Jony
Подписаться на новости InterMedia
Нажимая кнопку "Подписаться", я даю свое согласие на обработку персональных данных

Том Йорк написал музыку для итальянского фильма «Confidenza»

22.04.2024 19:49 Музыка Рубрика: Хроника 16+
обложка альбома

Фронтмен Radiohead и Smile Том Йорк написал оригинальную музыку к новому фильму итальянского режиссера Даниэле Лукетти «Confidenza». Музыкант и композитор представил 22 апреля 2024 года два трека – песню «Knife Edge» (в формате клипа с кадрами из картины) и инструментальную композицию «Prize Giving». Всего же звуковая дорожка будет включать 12 музыкальных номеров, записанных с Лондонским современным оркестром и джазовым ансамблем, куда входят Роберт Стиллман и коллега Йорка по группе Smile Том Скиннер. Саундтрек будет выпущен в цифровом формате 26 апреля на лейбле XL Recordings.

«Confidenza» — это экранизация одноименного романа Доменико Старноне, вышедшего в 2019 году. Итальянская драма с Элио Джермано, Витторией Пуччини и Изабеллой Феррари в главных ролях вращается вокруг романа между учителем по имени Пьетро и его бывшей ученицей Терезой. В итальянский прокат картина выйдет 24 апреля.

Для Тома Йорка это уже второй опыт в киномузыке. Он дебютировал в этом качестве, написав саундтрек к фильму «Суспирия» Луки Гуаданьино 2018 года.

Трек-лист альбома «Confidenza (Music For the Film)»:

The Big City;

Knife Edge;

Letting Down Gently;

Secret Clarinet;

In The Trees;

Prize Giving;

Four Ways In Time;

Confidenza;

Nosebleed Nuptials;

Bunch Of Flowers;

A Silent Scream;

On The Ledge.

Фото: обложка альбома
Теги: Том Йорк, саундтрек

100-летие Булата Окуджавы отметит ЦДЛ пятью концертами и одним спектаклем

22.04.2024 19:12 Музыка Рубрика: Анонсы 16+
Fotodom

Серия концертов к 100-летию со дня рождения Булата Окуджавы пройдет в Центральном Доме литераторов в мае-июне 2024 года. 10 мая, на следующий день после юбилейной даты, на сцену ЦДЛ выйдет Олег Погудин.

- Народный артист России Олег Погудин каждый год дает в Москве концерт из песен Булата Окуджавы, - напоминается в анонсе. – Но эта программа будет особенной. На сцене не будет оркестра. Как в начале своего творческого пути, артист выйдет на сцену только с гитарой, как много лет назад выходил не нее сам Окуджава.

17 мая запланирован вечер под названием «Пока земля еще вертится», где соберется «братство» Булата Окуджавы - его друзья — известные артисты, поэты и исполнители авторской песни. На концерте прозвучат песни Булата Шалвовича Окуджавы в исполнении Вероники Долиной, Вениамина Смехова, Елены Камбуровой и артистов ее «Театра музыки и поэзии», Евгении Симоновой, Юрия Ряшенцева, Бориса Львовича, Вадима Егорова, Дмитрия Богданова, Марка Розовского и артистов «Театра у Никитских ворот».

18 мая состоится концерт «Театры Москвы – Булату Окуджаве», в котором артисты различных театров столицы исполнят стихи и песни барда. В числе участников концерта Ирина Муравьева, Авангард Леонтьев, Андрей Анкудинов, Мария Матвеева, Михаил Левитин, Андрей Семенов, артисты Театра "Эрмитаж", Александра Равенских, Виталий Ленский, Александр Жигалкин, артисты театра "Современник", студенты ГИТИСа и другие. В роли ведущей выступит Ольга Остроумова. На концерте можно будет увидеть эксклюзивное видео с Булатом Окуджавой из архивов театров.

23 мая, на вечере закрытия 90-го сезона Клуба писателей ЦДЛ, будет показан спектакль «Маленький дворик арбатский с собой уношу…». Семь новелл как путешествие в мир поэта представят актеры театра МОСТ (режиссер Георгий Долмазян).

Наконец, 11 и 12 июня в ЦДЛ состоятся музыкально-поэтические вечера «Не стараясь угодить» актрисы Светланы Крючковой в рамках ее московских гастролей.

- Это не просто вечер. Это будет поэтическая и песенная перекличка Булата Окуджавы с его многолетними и верными друзьями: Исааком Шварцем, Юнной Мориц, Давидом Самойловым, Зиновием Гердтом, - сообщается в анонсе.

β 16+