Ваш аккаунт активирован

Поздравляем! Ваш аккаунт активирован!

02.12.2016
01.12.2016

«Елки 1914»: Последнее мирное Рождество ****

16.12.14 09:52 Раздел: Кино Рубрика: Рецензии и обзоры
«Елки 1914»: Последнее мирное Рождество ****

Новогодняя комедия «Елки» выйдет в широкий прокат 25 декабря 2014 года.  Режиссер: Тимур Бекмамбетов, Ольга Харина, Юрий Быков и др. В ролях: Александр Паль, Вера Панфилова, Виктор Вержбицкий, Екатерина Шпица, Константин Хабенский, Иван Ургант, Сергей Светлаков и другие.

В канун Нового,1914 года на рождественском балу кадет Иван Филиппов (Александр Паль) знакомится с неприступной красавицей Татьяной (Вера Панфилова). Галантные ухаживания ни к чему путному не приводят, и неудачливый кавалер обещает пригласить свою пассию на танец через год. Однако в назначенный срок уже никому не до елок (которые к тому же запрещены законодательно), поскольку вовсю громыхает Первая мировая война, а Татьяна подвизается сестричкой милосердия. Раненый Иван берется собрать миллион петиций в защиту лесной красавицы.

Эта обрамляющая фильм новелла цементирует пять остальных рождественских историй. Толковый крестьянин Сенька (Антон Богданов) дрессирует медведя, которого барин (Ян Цапник) намерен задействовать на графской охоте. Лыжник и сноубордист (Александр Головин и Александр Домогаров-младший) в своей «позапрошлой» жизни превратились в добровольцев, пытающихся разобраться, к кому из них неровно дышит лукавая внучка бабы Мани (Анна Хилькевич). Молодой жандарм Петр (Артур Смольянинов) тщится одновременно закосить под фигуриста и футируста, только чтобы понравиться прогрессивной Лизе (Екатерина Шпица). Герой Ивана Урганта безуспешно пытается выселить героя Сергея Светлакова из купленного у него же дома. Несчастные дети побираются ради покупки лекарств для больной мамы.

1914 год для действия очередных «Елок» выбран вовсе не случайно. Прежде всего, именно тогда началась Первая мировая война, столетие которой отмечалось достаточно непротокольно: сочинялись новые песни на эту тему, устраивались массовые представления, снимались исторические фильмы. К категории последних новые «Елки» можно отнести разве что с большой натяжкой. Дураку понятно, что в означенный год елки никто запрещать не пытался (это было сделано гораздо позже – уже при Сталине). Такая интрига видимо, понадобилась создателям фильма для того, чтобы высмеять некоторые современные думские инициативы.

Зато время действия фильма как нельзя лучше оттеняет самые мрачные предчувствия, обуревающие нас в ожидании финансового коллапса. Зыбкость, нестабильность и отсутствие каких бы то ни было иллюзий – на этих трех ненадежных китах базируется новогодняя комедия, но что-то честнее в нынешней ситуации придумать сложно. Последнее относительно мирное Рождество – что может быть драматичнее? Ведь как бы радужно не заканчивались предложенные новеллы, мы все равно держим в уме, что чрез три года все рухнет. Матросики, помогавшие кадету собрать петиции, скорее всего, поведут его на расстрел, а развеселый деревенский дрессировщик попрёт на своего барина с рогатиной.

«Елки 1914» следуют традициям святочных рассказов и стихотворений, но даже в выборе первоисточников авторы фильма не стали придерживаться только идиллических канонов. Молодой Маяковский читает хлесткий опус «Хвои», содержащий предчувствие близких потрясений, а новелла «Шаляпин» во многом перекликается с щемящим рассказом Куприна «Чудесный доктор». Единственным утешением служит лишь то, что новое бекмамбетовское творение, возможно, кого-то вдохновит поумерить пыл в Новый год и уделить-таки должное внимание светлому празднику Рождества.

Денис Ступников, InterMedia