Ваш аккаунт активирован

Поздравляем! Ваш аккаунт активирован!

04.12.2016
03.12.2016
02.12.2016

Игорь Растеряев - «Рожок» ***

14.11.14 22:13 Раздел: Музыка Рубрика: Рецензии и обзоры
Игорь Растеряев - «Рожок» ***

2014, Игорь Растеряев

Вы вот признайтесь: услышав «Комбайнёров» наверняка ведь подумали, что это стёб? Сложно же представить, что такое можно сочинить на полном серьёзе, просто описав трудовые будни своих знакомых водителей сельхозтранспорта из Волгоградской области. Тем не менее за «Комбайнёрами» последовали другие записанные под гармошку зарисовки быта Раковки и окрестностей - уже не такие весёлые, а в основном странные и абсурдно-трагичные, как вся русская жизнь. Естественно, вскоре сочинителя и исполнителя Игоря Растеряева потянуло и на обобщения: так появились «Русская дорога», «Георгиевская ленточка», к которым можно пристегнуть какой угодно глобальный смысл, чем и занялись некоторые критики и политические движения. Между тем, сила Растеряева - не в улавливании трендов, а в умении именно что выражаться прямым текстом. Простоватый «мужичок с гармошкой» - это не образ, Игорь и в самом деле такой, что не мешает ему в немузыкальной жизни оставаться петербургским актёром. Творческий метод, который сервис «Яндекс.Музыка» осторожно характеризует как «авторская песня», на самом деле надо назвать «современным акынством». Акын, как известно, что видит, то и поёт - так и Растеряев делает героями своих песен то умирающую кошку Мусю, то деревенского аборигена дядю Вову Слышкина (записывая его «вокал»). А если поёт про русскую дорогу, то будьте уверены, что имеется в виду не особый русский путь, а именно дорога, трасса, шоссе, направление, с ухабами, безумными встречами и покосившимися домиками по обочинам. Хотя смотрите-ка: это ж описание русского пути и получается. Вот в чём растеряевский секрет-то: он видит плохое состояние дорог, а его слушатель это воспринимает как аллегорию российской истории. Иногда, впрочем, Игорь отвлекается от описаний и сам начинает мыслить аллегорически, как в «Ермаке»: что ж, в России акынам свойственна мечтательность, причём непременно в масштабах судеб страны и мира. Да и не только акынам, если честно: здесь все любят порассуждать о геополитике, лишь бы не работать.

«Рожку», как и предыдущим альбомам Растеряева, можно приписать по желанию любые смыслы. «Ермак» и «Курган» запросто заберут в свой лагерь «патриоты-государственники». Сам Растеряев этому сопротивляется: в принципе, говорит он, песни, выпущенные в свет, можно использовать как угодно, но ни под какие флаги гармонист вставать не торопится. И пусть песня о Сталинграде «Курган» кому-то покажется чересчур пафосной - но вы сходите на Мамаев курган и прислушайтесь к себе: вполне вероятно, что вы тоже испытаете те же чувства, которые описаны в растеряевской композиции. Что до «Ермака», то в этой песне можно услышать готовые лозунги так называемого «русского мира» («пусть ругают нас с западных столиц, нам на них плевать, нас не взять на понт, у России нет никаких границ, у России есть только горизонт»), но Игорь просит обратить внимание на первую часть композиции: оттуда понятно, как вообще зарождаются мечты русских о далёких землях и желание обустроить чужую неизвестность, а не собственный двор. Если же отбросить лезущие в голову аналогии, получится простая историческая песня об освоении Сибири. Несомненно, талантливая, раз вызывает споры.

Менее глобальные темы получаются у Игоря Растеряева не хуже. Тему «Русской дороги» продолжает «Дальнобойная», где нашлось место и критике состояния дорог, и воспеванию человека шофёрского труда. «Кошка Муся» возьмёт за душу любого котовладельца - хорошо, что Растеряев сочиняет только о том, что его волнует. Этим можно компенсировать некоторое однообразие аккомпанемента и мелодики.

Алексей Мажаев, InterMedia