Ваш аккаунт активирован

Поздравляем! Ваш аккаунт активирован!

08.12.2016
07.12.2016

Документальный фильм «Александр Градский. Обернитесь!» ****

09.11.14 03:09 Раздел: Музыка Рубрика: Рецензии и обзоры
Документальный фильм «Александр Градский. Обернитесь!» ****

2014, Первый канал

В день 65-летия Александра Градского Первый канал показал биографический фильм о музыканте. В принципе, подобные «датские» проекты поставлены на поток и уже обзавелись изрядным числом штампов, но фильм о Градском сумел кого просветить, а кого и удивить - в зависимости от степени искушённости зрителя. Много внимания уделено участию Градского в проекте «Голос» - но это вполне заслуженно, ведь именно телешоу подарило нам нового Александра Борисовича. Каким мы знали его до «Голоса»? Певцом с большим голосом и неменьшим самомнением, записавшим десятки пластинок, но прославившимся исполнением песни Александры Пахмутовой. Мизантропом, отказывающим большинству коллег в праве называться коллегами. Скандалистом, будто специально ищущим любые проявления непрофессионализма, чтобы указать на это. «Голос» открыл другого Градского - внимательного «отца» для своих подопечных, тонкого, сентиментального и доброго человека, наконец-то снявшего свою суровую маску. Именно про этого человека повествует «Обернитесь!»: Градский, давший съёмочной группе откровенное интервью, знает себе цену, но теперь старается обходиться без ругани и конфликтов.

45-минутная программа оказалась вполне насыщенной: про Градского говорит не только он сам, но и его коллеги, друзья и дети, демонстрируются архивные фото и кадры из мест, где рос Александр. Закадровый голос порой перебарщивает с драматизмом, но в целом удачно направляет повествование, которое без ущерба могло бы быть раза в полтора длиннее: материал позволяет. Зритель узнает, какую фамилию носил Градский до смерти матери, а также убедится в том, как похожа Мария Градская на бабушку, которую никогда не видела. Все повороты карьеры Александра Борисовича в 45 минут, естественно, не уместились, но основные моменты отработаны удачно. Здесь и группа «Скоморохи», гонорары которой Градский хранил дома в диване, и недолгая работа в Большом театре, и «Романс о влюблённых», и «Как молоды мы были», с которой певца не хотели пускать на радио, потому что у него... длинные волосы. Автор текста Николай Добронравов лично убеждал редакторов, что это по радио не видно, но убедил далеко не сразу. О своих женщинах Александр Градский упоминает корректно и уважительно, но бегло, и сценаристы не стали педалировать эту тему. Зато о папе много рассказывают Маша и Даниил.

Фильм даст информацию к размышлению и для любителей теории заговора. Среди героев ленты, рассуждающих о Градском, есть Иосиф Кобзон и Никита Михалков, сказавшие, впрочем, какие-то общие слова, а также вроде бы опальный Андрей Макаревич. С одной стороны, Макаревич на Первом - это сигнал о «разрешённости», с другой, неблагонадёжный Андрей Вадимович позволяет себе высказаться о юбиляре в ироничном ключе: именно он рассказывает, что после смерти Джона Леннона Александр Борисович на полном серьёзе заявил что-то вроде «один я остался». Впрочем, если отбросить скрытые смыслы, в сухом остатке будут воспоминания одного пионера советского рока о другом.

Более молодому поколению также будет интересно увидеть в числе пионеров рока Александра Буйнова, узнать, какой гонорар выбил для подпольной звезды режиссёр фильма «Романс о влюблённых» Андрей Кончаловский, и узнать голос Градского в «Песне Рыбы-пилы» из мультфильма «Голубой щенок».

Алексей Мажаев, InterMedia