Ваш аккаунт активирован

Поздравляем! Ваш аккаунт активирован!

05.12.2016
04.12.2016
03.12.2016
02.12.2016

Василий Шумов - «Basustica» ***

25.10.14 20:14 Раздел: Музыка Рубрика: Рецензии и обзоры
Василий Шумов - «Basustica» ***

2014, «Союз Мьюзик»

Альбом «Басустика» считается сольной работой Василия Шумова, но на самом деле грань между его сольниками и дисками группы «Центр» настолько тонка, что в этой рецензии ею можно пренебречь. Три года назад в пластинке «Центра» «Мне хорошо. Часть первая» Василий Шумов предугадал многотысячные протестные митинги и их политические требования (часть лозунгов протестующих были очень похожи на строчки из той пластинки). Но дальше с прогнозированием стало хуже. Василий Герардович предсказывал взлёт так называемой «активистской» музыки, да и сам был не прочь встать во главе этого движения. В итоге составление и продюсирование серии сборников «Содержание» не то чтобы сильно добавило в отечественную музыку смысла (по большому счёту они остались незамеченными), а «активистские» сборники оказались ещё менее удачными с точки зрения культурной ценности и резонанса. После этого Шумов слез с лихого коня и отошёл в сторону, на более привычный для себя пост едкого наблюдателя. Новый альбом «Басустика» начинается с песни «Никому ничего не надо», весьма точно описывающей состояние общества. Василий, разумеется, рассказывает это с бесстрастной, но безжалостной иронией, которая, собственно, и позволяет нам доброжелательно приветствовать все новые работы Шумова, каким бы привычным и устоявшимся ни был его творческий метод.

Хотя... «Басустика»-то как раз задумывалась как экспериментальная. Не добившись ничего путёвого от начинающих музактивистов, Василий вернулся к препарированию саунда и посвятил новый альбом возросшей роли бас-гитары в современной музыке. «Басустика» - это акустика на басу, а в записи альбома использовались только четыре компонента: бас, драм-машина, электронные эффекты и голос. Таким образом, аранжировки звучат довольно оригинально, но вот четвёртый элемент - голос Шумова - приводит всё к обычному общему знаменателю. С точки зрения звучания это альбом о том, как совершенно иными методами можно добиться абсолютно привычных результатов: исполнительская манера Василия - это доминанта и таковой останется, какие звуковые постройки ни возводи вокруг неё.

Кроме манеры, есть ещё и содержание текстов, и оно отличается завидной плотностью. В упомянутой «Никому ничего не надо» можно взять любую строку - и написать на их основе пару десятков текстов о современной России (и это несмотря на то, что Шумов здесь никаких углов не заостряет). В «Моей драм-машине» Василий живописует преимущества искусственного разума - в частности, его драм-машину совершенно не интересует степень профпригодности министра культуры. Песня «Хочу сказать» говорит о степени адекватности некоторых ораторов, которым на самом деле сказать совершенно нечего. «Товарищ Очередной» - о российском обожествлении каждого нового лидера, причём Василий вновь выступил в качестве Кассандры, предвосхитив в тексте недавнее высказывание замглавы президентской администрации. «Теперь ты подчиняешься мне» описывает принципы существования тоталитарных сект, а по большому счёту и тоталитарных обществ. «Кинематографизм» представляет собой инструкцию для творческих людей, сложно вышедшую из-под пера Государственной думы Федерального собрания Российской Федерации VI созыва. Ключевая фраза здесь - «не допускать». А вообще удачные строчки равномерно распределены по всему альбому: выуживать их из шумовской монотонности - особенное удовольствие.

Алексей Мажаев, InterMedia