Ваш аккаунт активирован

Поздравляем! Ваш аккаунт активирован!

07.12.2016
06.12.2016

Андрей Бурлака - «ДДТ». Иллюстрированная история группы» ***

16.10.14 20:22 Раздел: Музыка Рубрика: Рецензии и обзоры
Андрей Бурлака - «ДДТ». Иллюстрированная история группы» ***

2014, «Амфора»

Это - один из выпусков новой книжной серии издательства «Амфора». Издания коллекции иллюстрированных справочников «Легенды нашего рока» выходят еженедельно, до «ДДТ» в продаже в киосках печати появились биографии «Кино», «Машины времени», «Наутилуса Помпилиуса», «Короля и шута» и Александра Башлачёва, а всего запланировано 30 книжек, объединённых общей концепцией оформления. Это 96-страничные мини-альбомчики в твёрдом переплёте; внутри - рассказ о легенде и множество фотографий. Бумага, правда, используется не лучшего качества, изображения не везде снабжены исчерпывающими подписями, и формат вроде как не подразумевает особой драматичности жизнеописаний. На эти ограничения во вступлении слегка жалуется автор Бурлака: «Уложить в сто страниц богатую историю «ДДТ» - всё равно что попытаться за полчаса обойти Русский музей или в двух словах пересказать содержание «Войны и мира», но пролить свет на основные этапы и ключевые моменты в биографии группы, думается, вполне возможно».

Попытку можно признать удавшейся. Про «ДДТ» были написаны и более толстые книги, но, например, труд Николая Харитонова «Империя ДДТ» отличался удивительной однобокостью. Автор так увлёкся описанием родословной Юрия Шевчука, что детальнейший рассказ о предках Юлиана Сосфеновича и Фании Акрамовны лишь немногим уступал в эпичности Ветхому завету. В итоге создалось впечатление, что, Харитонов, посвятив десятки страниц родителям Шевчука и его детству, выбился из сил и утратил интерес к дальнейшей биографии группы: продолжение выглядело довольно скомканным. Иллюстрированная история от Бурлаки подобными перекосами не страдает. Автор справился с искушениями углубиться в тот или иной драматический период (хотя подобных искушений биография «ДДТ» подбрасывает немало) и довольно ровно отнёсся ко всем творческим этапам. Местами изложение выглядит суховатым: записали альбом, потом другой, пришёл музыкант, ушёл музыкант (и так 40 раз; состав менялся часто), переехали туда, переехали сюда, задумали цикл, воплотили его в жизнь и т.п. Ранний уфимский период с травлей молодого Шевчука не выглядит страшным - но, может, это и правильно: чего пугать сегодняшнего читателя событиями 30-летней давности?

Автор пару раз отмечает неудобность зацикленного на творчестве «ДДТ» для «жёлтой прессы», и этим, видимо, можно объяснить практически полное отсутствие в биографии событий личной жизни Юрия Юлиановича. Его покойная жена Эльмира упоминается всего дважды, старший сын - один раз, младший - не упоминается вовсе. Наверно, это адекватная пропорция, учитывая нелюбовь Шевчука к афишированию личной жизни. Зато размещённое на странице 85 фото Алёны Висляковой, продюсировавшей один из фильмов о «ДДТ», станет ей добрым памятником.

В отличие от личной, общественная жизнь Шевчука описана в книге весьма полно. Фактически биография группы даётся на фоне истории страны, в которой происходили мощные перемены. При этом в описании общественно-политической атмосферы 90-х и нулевых годов Андрей Бурлака позволяет себе гораздо больше сильных выражений типа «раковая опухоль армии чиновников», чем в рассказе о собственно творчестве «ДДТ».

Рита Скитер, InterMedia