Ваш аккаунт активирован

Поздравляем! Ваш аккаунт активирован!

03.12.2016
02.12.2016
01.12.2016

Сборник «Советская балеарика» ****

15.10.14 14:56 Раздел: Музыка Рубрика: Рецензии и обзоры
Сборник «Советская балеарика» ****

2014, «Фирма Мелодия»

Не умничай, намекает «Яндекс», в ответ на запрос «советская балеарика» добавляя результаты невысказанного запроса «советская балерина». С фотографий смотрит строгая Майя Михайловна Плисецкая, что, в общем, сбивает с толку, ибо никак не даёт ответа, что такое балеарика. Отфильтровав балерин, мы приблизились к разгадке, но не особенно. Интернет испещрён мудрёными определениями, которые на самом деле можно свести к примитивному ответу: грубо говоря, это музыка для курортов. Ну а большинство ссылок в поисковике ведёт собственно к этому сборнику, составленному журналистом Денисом Бояриновым. Видимо, неспроста альбом назван столь непростым словосочетанием: он и в «Яндексе» хорошо находится, и пытливого слушателя просвещает-развивает.

В принципе, «Советская балеарика» является младшей сестрой сборника «От Паланги до Гурзуфа», который выпускал Олег Нестеров в период увлечения «советским лаунжем». У «Снегирей», правда, был некоторый уклон в раннеэлектронные эксперименты и в подзабытые эстрадно-релаксные редкости. Трек-лист «Балеарики» пестрит знакомыми именами и названиями - Михаил Боярский, «Рок-ателье», Жан Татлян, Анне Вески, Наталья Нурмухамедова, Александр Серов, Яак Йоала и даже Алла Пугачёва, но все они представлены не самыми очевидными образцами своего творчества.

Сборник открывается треком «Я пел, когда летал» группы «Рок-ателье» - 7,5 минутный номер вместил и расслабленные инструменталы, и басовитые вокальные партии с элементами речитатива. Детский вокально-инструментальный ансамбль «Мастерок», даром что плотно забыт, в своей композиции без слов «Sunbeam» неожиданно сформулировал всю суть лаунжевой музыки: она насквозь детская и даже не пытается притворяться взрослой; если она и сыграна детьми и использован металлофон - вообще идеально, как в этом треке и получилось. Эстонский Collage ничего особенного не делает, просто поёт на родном языке нечто с намёками на прибалтийский фольклор - и курортное настроение не покидает больше вас. ВИА «Эолика» представлен песней с жутковатым названием «Я забыл твоё лицо». Здесь погоду делает аранжировка - утяжели её, и номер можно будет вставлять в саундтреки триллеров; во вкрадчивом же исполнении «Эолики» песня может в худшем случае напомнить, что отпуск кончается и скоро на работу.

Важный советский артист Михаил Боярский вносит свой вклад в дело балеарики треком «Лето без тебя как зима» - шикарные дамские подпевки и лирический мушкетёр в момент передышки от битвы с «канальями». Группа Валентина Бадьярова исполняет инструментальный номер «Dialogue». Это 1985 год, Space и «Зодиак» вовсю взрывают танцполы - неудивительно и появление подражателей. Немного странно выглядит в трек-листе «Стенька Разин»: это, конечно, русская релаксная песня, но поют её не на курортах, а во время застолий, незадолго до драки. Версия Жана Татляна, впрочем, далека от канонической - в основном благодаря оптимистичным женским бэк-вокалам; видимо, это хор русалок, радующихся встрече с персидской княжной. Водную тему продолжает «Сирена» Аллы Пугачёвой. Голос Примадонны в самой силе, а репертуар ей дали неожиданный - авторства Юрия Чернавского, поэтому слушать интересно не только по ностальгическим соображениям.

На сборнике также есть Анне Вески, Яак Йоала и Данута Буклярявичюте с неглавными, но вполне позитивными треками, Наталья Нурмухамедова с очередной странностью от Чернавского «Малиновый сироп» и практически неузнаваемый Александр Серов с «Авиапочтой». А вообще «Советская балеарика» поднимает культурный пласт, который ещё не успел забыться. Советские люди не только культурно отдыхали от Паланги до Гурзуфа - этот образ жизни красиво отображался в советских же фильмах. Пересматривая их, можно встретить гораздо больше хорошо одетых, одухотворённых и слегка наивных людей, чем тогда попадалось в жизни. С этой точки зрения, «Советская балеарика» - не плод научных раскопок, а запоздалый саундтрек к Советскому Союзу, который мы себе выдумали. А не к тому, который реально существовал.

Алексей Мажаев, InterMedia