Ваш аккаунт активирован

Поздравляем! Ваш аккаунт активирован!

08.12.2016
07.12.2016

«Солнечный удар»: Роковой механизм *****

13.10.14 15:05 Раздел: Кино Рубрика: Рецензии и обзоры
«Солнечный удар»: Роковой механизм *****

Мировая премьера драмы «Солнечный удар» (2014 г., студия «ТриТэ») состоялась в белградском комплексе «Сава Центр» 3 октября 2014 года. Режиссер: Никита Михалков. В ролях: Мартиньш Калита, Виктория Соловьева, Милош Бикович, Алексей Дякин, Александр Мичков, Мириам Сехон, Наталья Суркова и другие.

Гремучая смесь окутанного романтическим флером рассказа «Солнечный удар» и вышибающих дух цинизмом и безнадежностью «Окаянных дней» объединились в последней работе Никиты Михалкова. Назвать результат экранизацией трудов Ивана Бунина довольно сложно, поскольку фильм получился более чем самобытным, но атмосферу творчества и личных дневников писателя режиссер передал на 146%. Разумеется, солидно приправив это собственными идеями и видением.

Главный герой картины – белогвардейский офицер. Это зрелый мужчина, живущий в реалиях «Окаянных дней» и страстно мечтающий вернуть настигший его в бытность поручиком «Солнечный удар». Его идея-фикс – понять, как случилось то, что случилось. Этот вопрос проходит нитью через весь фильм, и не зря, поскольку случилось ужасное.

К 1920 году страна оказалась измождена гражданской войной, начавшейся в 1917. Многие белогвардейцы согласились сдаться в плен большевикам, чтобы в обмен на отказ от сопротивления получить возможность в будущем покинуть территорию бывшей Российской империи. Но обещания эти не поспешили воплотиться в реальность. Пленные, в том числе развенчанная элита, на неопределенный срок оказались заперты в скотских загонах. Без информации, без внятных перспектив, без доверия к новой власти, без веры друг к другу. В тех условиях, когда пороки каждого обострены как никогда.

Политическая грызня даже внутри, казалось бы, признавшего поражение белогвардейского стана показала, что гражданской войне несть конца, и пытливый ум главного героя ищет в прошлом истоки этой кошмарной реальности. Разум то и дело переносится в чарующий момент прошлого – в легкий и беззаботный 1907 год, когда произошла незабываемая встреча с Незнакомкой, и ничто еще не предвещало беды.

Вспоминая пароход «Летучий», плавно скользящий по волнам под ослепительно-голубым летним небом, главный герой словно попадает в сказку. Все тут идет своим чередом, а проблемы будто бы разрешаются сами собой. Дамы благосклонны, мужчины честны, дети воспитанны и послушны. Все легко и просто. Все внимание Поручика приковывает к себе прекрасная Незнакомка, которая с первого же взгляда становится его единственной целью и желанием, отодвигая реальность на второй план. Очки, невесомый голубой шарфик, лукавая улыбка… герои не могут противиться бунинским строкам и сходят на берег, чтобы насладиться друг другом в первый и последний раз. Из путешествия его ждет невеста, ее – муж.

Этот беззаботный эпизод с, несомненно, одной из самых запоминающихся сексуальных сцен 12+ в кинематографе, на самом деле и представляет собой ответ на тот самый вопрос главного героя – «Как все это случилось?». Механизм бытия не останавливался на время, пока Поручик проживет свою маленькую сказочную жизнь, и судьбоносные события, в которые он оказался непосредственно вовлечен, просто проскользнули мимо прикованного Незнакомкой внимания. Очевидно, так они и проскальзывали мимо до тех пор, пока не резануло – ножом чекиста Георгия по погонам и воплем яростной революционерки Землячки по ушам. Правда, что-либо менять теперь оказалось поздно: направление шестеренкам истории стали задавать уже не те люди, которым есть дело до личной идиллии героя.

Цель этого кинематографически безупречного высказывания Никиты Михалкова, пугает своей непрозрачностью (пожалуй, сравнимой по плотности с бортом баржи). Режиссер убедительно доносит до зрителя мысль, что нельзя доводить бытие до той стадии, когда в сознание ногой может постучаться роковой вопрос о природе происходящего. Происходящее – это мы сами, прошлое и будущее – наша ответственность.

Фильм категорически рекомендован к просмотру всем, кто разделяет политические воззрения режиссера, всем, кто способен на три часа отбросить прочь политику, всем, кто может оценить кинематографическое мастерство оскароносного постановщика, всем, кто зачитывался рассказами и личными записями Ивана Бунина, ну и, конечно, всем, у кого творчество писателя стоит на очереди по школьной программе. «Солнечный удар» - это кино, которое без преувеличения имеет шанс отразиться не только на мыслях, но и на действиях зрителей. От пассивной жизненной позиции – то, что доктор прописал.

Наталия Галиулова, InterMedia