Ваш аккаунт активирован

Поздравляем! Ваш аккаунт активирован!

02.12.2016
01.12.2016

Виктор Шкулев, президент Hearst Shkulev Media: «Если бы такие ограничения действовали 20 лет назад, у нас не было бы рынка прессы»

24.09.14 00:08 Раздел: Звезды Рубрика: Интернет и масс-медиа
Виктор Шкулев, президент Hearst Shkulev Media: «Если бы такие ограничения действовали 20 лет назад, у нас не было бы рынка прессы»

ПРОТИВ КОГО НАПРАВЛЕН  ЗАКОНОПРОЕКТ ОБ ОГРАНИЧЕНИИ ИНОСТРАННОГО ВЛАДЕНИЯ СМИ?

– Против россиян. Если серьезно говорить, то больше всего пострадают именно россияне, потому что любое ограничение, направленное на то, чтобы создать трудности для предпринимательской деятельности, означает сокращение конкуренции и возможностей для выбора, и в конце концов пострадавшим оказывается потребитель. 

Представьте себе, что с начала 1990-х годов действовало бы такое ограничение. Какой бы у нас был рынок прессы? На российском рынке не было бы значительной части журналов, которые здесь присутствуют, потому что у российских предпринимателей недостаточно инвестиций, опыта, бизнес-культуры делать такие проекты. Для зарубежных инвесторов ограничительные меры всегда являются препятствием для вхождения в рынок, поэтому капиталы перетекают туда, где они чувствуют себя более комфортно. Благодаря тому, что этой меры не было в России прежде, мы имеем очень развитый журнальный рынок. Сейчас, конечно, при этих трудностях зарубежные инвесторы будут действовать с большей осторожностью, и это скажется на потребителях, читателях. 

HEARST УЙДЕТ ИЗ РОССИИ?

– Нашей группе, может, будет легче, чем другим, мы – совместное предприятие и, думаю, внутри себя сможем найти решение, чтобы оба партнера остались на российском рынке.

НАПРАВЛЕН ЛИ ЗАКОН ПРОТИВ FORBES И «ВЕДОМОСТЕЙ»?

– Думаю, это слишком узкое понимание. Есть и другие интересы, помимо названных вами изданий, например, есть интересы в переделе рынка. Я думаю, что одна из мер – передел в пользу определенных групп. Мы видим достаточно групп во многих отраслях, и рынок делится с точки зрения власть имущих по принципу, когда правильный бизнес должен иметь правильных собственников. И здесь не исключаю, что имеется такая же задача.

Также, думаю, есть задача ввести это ограничение на всякий случай. Кто знает, как будет развиваться медиа-пространство? Все-таки это та отрасль, которая при сегодняшней модели управления политическими процессами должна быть под жестким контролем.

О ЖУРНАЛЬНОМ РЫНКЕ

– С точки зрения разума журнальный рынок как раз до последнего времени развивался на очень аполитичной основе. Основными драйверами выступали сервис, полезная информация, информация развлекательного характера, информация, доставляющая определенное удовольствие в поиске решений, связанных с интерьерами, модой, красотой, с тем, что является актуальным в жизни, когда появляются возможности для потребления более качественных товаров и услуг. Если мы говорим, что общество живет лучше, то в нем появляются средства для того, чтобы действительно сделать жизнь лучше. Журнал в этом плане становится хорошим помощником – он дает советы, примеры, передает опыт. Большинство человеческих интересов ведь лежит за пределами политики, и журналы, более 90% на российском рынке, – вне политики.

Об этом надо спрашивать законодателя и идеологов, которые стоят за этими решениями. Думаю, это из области желаний поставить медиа под контроль. Для игроков рынка это не что иное, как снижение привлекательности того, чем они занимаются.

КАК БУДЕТ ВЫХОДИТЬ ИЗ ПОЛОЖЕНИЯ СТС?

– У СТС достаточно сложная ситуация, они публичная компания, и им придется искать решение, как быть. Есть ряд стран с такими авторитарными режимами, где подобные ограничения действуют, и игроки на медиарынке пытаются развести политику и бизнес, производство медиаконтента и бизнес. Думаю, в России будут события развиваться по схожему сценарию.

БУДЕТ ЛИ ПРИНЯТ ЗАКОН?

– Я в этом не сомневаюсь. Это же политическое решение. И как политическое решение проект проходит по особому формату.

ЧЕМ ГРОЗИТ ЗАКОН ДЛЯ ОТРАСЛИ?

– Ускорятся негативные тенденции, уже имеющиеся на рынке. Их много, вы же видите, что рекламный рынок практически перестал расти, а медиаконтент требует инвестиций. Отсюда – его упрощение, снижение качества. Надо иметь в виду, что эта отрасль создает огромное количество рабочих мест, и ситуация отразится на сотрудниках, на их заработных платах, доходах. Кроме того, сократится объем инвестиций в отрасль, ослабнет конкуренция, в результате это скажется на качестве рынка, и в конце концов недополучит потребитель.

МОЖЕТ ЛИ ЗАПАД ВВЕСТИ ОТВЕТНЫЕ САНКЦИИ ПРОТИВ РОССИЙСКИХ ИЗДАНИЙ?

– Нет, конечно. Я в это не верю. Мне кажется, в этой области санкции применяться не будут. Только экстравагантные политики, как, например, некоторые в Украине, могут себя вести подобным образом – абсолютно несовременно. Но они оправдывают свои действия, ссылаясь фактически на военное положение, на военные действия. Кроме Украины Россия ни в каких конфликтах не замешана, поэтому какие есть основания для того, чтобы ограничивать российские СМИ на территории США и Европы?

(Наталия Ростова, slon.ru, 23.09.14)