Чечилия Бартоли: «Итальянские композиторы видели и понимали, что на русскую публику воздействует медленная и меланхоличная музыка — для меня это удивительное открытие»
О ПЕРВОМ ПРИЕЗДЕ В ПЕТЕРБУРГ
— Да. Год приезда помню смутно, а вот первое впечатление не забуду: я была шокирована. До тех пор знала Петербург только по книгам и картинкам. Реальность оказалась намного ярче моих ожиданий, я была ошеломлена красотой и не верила своим глазам.
ОБ ЭРУДИРОВАННОСТИ В РУССКОЙ БАРОЧНОЙ МУЗЫКЕ
— Дело в том, что проект «Санкт-Петербург» для меня начался много лет назад. Когда я училась в консерватории, у нас, разумеется, была дисциплина под названием «история музыки». На лекциях по этому предмету учителя говорили, что русская опера началась с «Жизни за царя» Михаила Глинки в 1836 году. Вот что я знала тогда, будучи молодой итальянской певицей, сконцентрированной на Россини и другом подобном репертуаре. Потом я пришла к барочной музыке и, изучая ее самостоятельно, всё время наталкивалась на информацию о том, что множество итальянских композиторов уезжали работать в Петербург. И было это за 100 лет до Глинки! Я задалась вопросом: кто эти композиторы и что они там делали? И начала свое расследование. Вначале мои розыски наталкивались на серьезные затруднения. Вы моложе меня и, может быть, не помните, что в те времена в вашу страну было непросто приехать. После перестройки стало легче, но проблемы с доступом в архивы оставались. Вашингтонская библиотека тогда взяла на себя обязательство реставрировать партитуры, хранящиеся в архиве Мариинского театра, и они оказались надолго закрыты от глаз исследователей.
О КОНЦЕПЦИИ ДИСКА «САНКТ-ПЕТЕРБУРГ»
— Так вот, в 2004 году, как вы напомнили, я приехала и наконец начала свое исследование. А во второй приезд в 2012-м продолжила: нашла великолепный музыкальный материал и узнала удивительные истории не только об итальянцах при дворе, но и о великих русских царицах, которые их приглашали, — Анне, Елизавете и Екатерине. Так и родилась концепция альбома: зарубежные композиторы в Петербурге и три царицы, сделавшие очень много для культуры в вашей стране.
О РОЛИ ВАЛЕРИЯ ГЕРГИЕВА В ЗАПИСИ АЛЬБОМА
— Он рассказывал мне о том, что в Петербурге работало много композиторов и их музыка хранится в Мариинском театре. Можно сказать, что он подтвердил мои предположения. Я убедилась, что это не просто фантазии и мечты, а совершенно реальные партитуры.
О МАРИИНСКОМ АРХИВЕ
— Я там побывала во время гастролей в 2012 году, увидела оригиналы, но разучивала музыку уже по копиям, снятым по моей просьбе. Так происходит всегда, и это нормально — с нотами должны работать только специалисты, которые знают, как их бережно открыть, как листать страницы. Они всегда используют перчатки, ведь перед ними драгоценности, требующие заботы.
О СОДЕРЖАНИИ АЛЬБОМА
— Оперные арии, создававшиеся на протяжении 100 лет: мы начинаем с барокко, а заканчиваем Чимарозой, композитором классической эпохи. Музыка прекрасна, и для меня это настоящее потрясение. Альбомом «Петербург» мы говорим миру: русская барочная музыка существует! Я счастлива, что вношу свой 80-минутный вклад в ее открытие. Для итальянцев это тоже ликбез: наши композиторы ездили во множество мест, но петербургский двор был одним из самых престижных. Даже Верди там побывал — ставил оперу «Сила судьбы», написанную специально для Мариинского театра.
О РУССКИХ ПЕСНЯХ НА АЛЬБОМЕ
— Да, ведь иностранцы, работавшие при дворе, сочиняли музыку не только на итальянские тексты, но и на русские — в частности, на либретто Александра Сумарокова. Я решила, что должна спеть это так, как задумывали авторы, то есть по-русски.
Да, я занималась с русским педагогом. Конечно, я по-прежнему не владею русским, но очень хотела спеть именно на вашем языке. Ведь «Альцеста» Раупаха — одна из первых опер, написанных на оригинальный русский текст.
О СПЕЦИФИКЕ РУССКОГО БАРОККО
— Разумеется, всё это — итальянская музыка. Немец Раупах тоже работал в итальянской труппе и считал себя представителем этой школы. Но я с удивлением обнаружила, что местами в итальянской музыке уже просвечивает русский характер. Особенно в арии Раупаха «Иду на смерть». Это музыка медленная, меланхоличная, мрачная и очень глубокая. Не знаю, согласитесь вы или нет, но я чувствую в ней русскую душу. Это итальянская музыка, уже впитавшая влияние севера.
И то, что бóльшую часть диска составляют медленные арии, не случайно. Конечно, вы найдете в альбоме несколько барочных трюков и колоратур. Но преобладает другая музыка — нежная и трогательная. Это не ламенто (жанр скорбной арии-плача. — «Известия»), а что-то новое. Думаю, итальянские композиторы видели и понимали, что на русскую публику воздействует медленная и меланхоличная музыка, — и учитывали эти пристрастия в своей работе. Для меня это удивительное открытие.
ПОДХОДЯЩЕЕ ЛИ СЕЙЧАС ВРЕМЯ ДЛЯ ВЫПУСКА ТАКОГО АЛЬБОМА?
— Когда я начинала свое погружение в петербургскую музыку в 2004-м, политическая ситуация была совсем другая. А когда записывала диск, в Сочи шли Олимпийские игры, царила атмосфера открытости. Но, если честно, я думаю, что музыка и искусство в целом всегда несут идею мира. И мой альбом — еще в большей степени урок терпимости и взаимопонимания, ведь я показываю, как блестяще и плодотворно итальянцы и немцы сотрудничали с русскими. Это хороший пример для всех нас. Искусство способно разряжать напряжение. Если бы люди больше прислушивались к музыке, мы уже решили бы много-много проблем. Так что этот диск — мой маленький вклад в дело примирения. Как мы говорим в Италии, una colomba di pace (голубь мира. — «Известия»).
(Ярослав Тимофеев, «Известия», 20.08.14)
Популяризатор джаза Владимир Фейертаг скончался в Петербурге
Музыковед и популяризатор джаза, ведущий джазовых концертов Владимир Фейертаг скончался в Санкт-Петербурге в возрасте 92 лет. Об этом сообщает «Фонтанка» со ссылкой на основателя и художественного руководителя Филармонии джазовой музыки Давида Голощекина.
- Он был моим соратником по борьбе за право джаза быть на сцене, одним из первых и главных профессиональных популяризаторов этого жанра, — сказал Голощекин. — Он был совершенно потрясающим лектором, в полном смысле этого слова: человеком, обладающим талантом рассказывать — в частности, о джазе. Он, конечно, был моим большим другом и, безусловно, одним из самых эрудированных джазоведов.
Давид Голощекин отметил неоспоримое значение и огромный вклад Владимира Фейертага в развитии не только петербургского, но и нашего отечественного, союзного джаза.
- Он был организатором и ведущим многих фестивалей по всей нашей огромной стране, - сказал основатель Филармонии джазовой музыки. - Больше того, его огромный вклад связан с тем, что он оказался прекрасным писателем, издал несколько потрясающих книг — в том числе и мировую энциклопедию джаза. И это бесценный материал для тех, кто изучает джаз, кто начинает им заниматься, потому что равных трудов у нас нет в принципе.
Владимир Фейертаг работал ведущим концертов до последних дней жизни.
- Буквально недели три тому назад он был на сцене Филармонии джазовой музыки и вел концерты, — добавил Давид Голощекин. — Хотя возраст у него был довольно серьезный, но он оставался абсолютно работоспособным, активным и доброжелательным человеком.
Владимир Фейертаг родился в Ленинграде в 1931 году, детство провел в Чебоксарах. Окончил филологический факультет Ленинградского университета, а в 1960 году — теоретико-композиторское отделение Музыкального училища при Ленинградской консерватории. С 1966 года работал лектором-музыковедом по вопросам джаза, проводил фестивали, преподавал историю джаза и современной музыки.
Ранее стало известно, что лектор-музыковед Московской государственной академической филармонии Жанна Дозорцева скончалась 24 марта 2024 года в возрасте 88 лет. В Московской филармонии отметили, что в последние годы они записали большую серию видеорассказов Жанны Дозорцевой, которую продолжат публиковать и после ее ухода.
https://www.fontanka.ru/2024/03/28/73396304/?from=yanews&utm_source=yxnews&utm_medium=desktop
Филипп Киркоров, Сергей Лазарев и Стас Пьеха провели «Музыкальный марафон поддержки» в эфире «Русского радио»
«Музыкальный марафон поддержки» от звезд «Русского радио» состоялся в эфире радиостанции 27 марта 2024 года. На протяжении всего дня в эфире «Русского радио» артисты сменяли друг друга у микрофона большой мультимедийной студии и исполняли свои самые трогательные, самые лиричные песни, чтобы в эти непростые дни поддержать тех, кого коснулись страшные события 22 марта в Crocus City Hall, и вселить надежду в души слушателей. Музыкальный марафон поддержки от звезд «Русского радио» был создан станцией всего за один день, сообщили агентству «ИнтерМедиа» в пресс-службе «Русской медиагруппы» (РМГ).
- «Русское радио» всегда поддерживало, всегда становилось опорой, дарило веру в лучшее своей многомиллионной аудитории, - говорят представители РМГ. - И никто из артистов не отказался в этот день присоединиться к эфиру, благодаря чему марафон продлился до позднего вечера: исполнители все прибывали и прибывали в студию.
Ведущими марафона выступили Елена Север и Юрий Киселев. За пультом их поддерживали ведущие «Русского радио» Дмитрий Оленин, Светлана Казаринова, Алла Довлатова, Максим Привалов и Иван Соловьев.
- Цели, которые ставили негодяи, не будут достигнуты. Нас не запугать и не разобщить, – подчеркнул Юрий Киселев – Сегодня очень важное мероприятие, и для «Русской медиагруппы», и для всех артистов. Это не обычный концерт, мы поддерживаем моральный дух людей. При этом мы помогаем не только словом, но и делом. Показываем свой пример: сдаем кровь, переводим денежные средства. Ведь главное, помнить: только светом можно победить тьму.
В марафоне приняли участие Филипп Киркоров, Сергей Лазарев, Лариса Долина, Елена Север, группа «Земляне», Григорий Лепс, Юрий Киселев, Стас Пьеха, Виктория Данейко, Владимир Киселев-младший, Дмитрий Маликов, Наталья Подольская, Akmal, Митя Фомин, Денис Клявер, Маша Вебер, Любовь Успенская, Ирина Нельсон и группа «Рефлекс», Диана Гурцкая, 5sta Family, Ольга Серябкина, Севиль из Artik & Asti, Алексей Воробьев, Ivan, Александр Ревва, Роман Архипов, Денис Майданов, Владимир Пресняков, Александр Панайотов, ST, Юлия Савичева, Анна Седокова, «Город 312», Катя Лель, Саша Санта и Гузель Хасанова, Согдиана, Natan, Марко Радинович, Andro, Elman, Toni, Mona и др. Как отметили ведущие, такого длинного марафона «Русское радио» еще не проводило.
- Я был у «Крокус Сити Холла». Захотелось там быть, своим присутствием, мыслями, чувствами как будто помочь, хотя это и невозможно. Боль переполнила – это очень тяжелое событие. Любые слова поддержки будут малыми. Мы скорбим все вместе, – поделился эмоциями Стас Пьеха.
Совместно с Ivan Стас Пьеха исполнил песню «Не вставай на колени», которая вызвала просто шквал восторженных комментариев на странице станции «ВКонтакте» и в «Одноклассниках», где проходила видеотрансляция.
- Все, что зависит от меня, я делаю. Только песнями могу поддержать людей и своим отношением к этому. Я скорблю со всей страной, соболезную всем, кто потерял своих близких. Хочу пожелать выдержки и терпения тем, кто побывал в этой трагедии. Да здравствует жизнь, – сказала Лариса Долина.
Песни в этот день звучали в необычной инструментальной обработке, которая позволила на многие хиты взглянуть новыми глазами.
- Желаю всем добра в этом злом порой мире. Делать добрые дела, добрые поступки. Быть едиными и любить. Любовь всегда побеждает. И добро побеждает зло. Давайте делать этот мир добрее и красивее, – обратился к слушателям Сергей Лазарев, исполнивший композицию «Молитва».
Алексей Воробьев (на фото) представил в студии «Русского радио» премьеру – драматичную композицию «Художник», также прозвучавшую в акустической версии. Дмитрий Маликов впервые в эфире «Русского радио исполнил инструментальную композицию на фортепиано.
- Наша страна превратилась в одну семью, которая поддерживает людей, оказавшихся в беспрецедентной ситуации. Невозможно все предсказать, хочется только сказать, чтобы это никогда не повторилось. В такой ситуации сложно говорить, но, как говорил мой дедушка, жизнь продолжается. И хочется, чтобы в новой жизни было светло, – сказал Денис Клявер.
В рамках марафона «Русское радио» наградило представителей МЧС, которые выполняли свой долг и принимали участие в ликвидации последствий произошедшего в Crocus City Hall. Памятные грамоты от «Русской медиагруппы» и футболки, на которых оставили автографы все участники марафона, были вручены заместителю начальника службы отряда «Центроспас» Игорю Акмаеву и оперативному дежурному по СЗАО города Москвы Василию Терешину. Радиостанция наградила также приглашенную в студию сотрудницу Crocus City Hall Софию Мейер, которая проявила огромное мужество и героизм, выводя людей из концертного зала. «Русское радио» напомнило слушателям, что каждый сегодня может помочь, перечислив средства для тех, кому они особенно нужны, в адрес фонда «Поможем вместе», открытого Сбером совместно с Российским Красным крестом: QR-код на перевод был интегрирован в видеотрансляцию марафона.
Ранее «Русская медиагруппа» помогла артистам и слушателям сдать кровь в помощь жертвам теракта в Crocus City Hall 22 марта 2024 года. Совместно с ФМБА возле студии «Русского радио» и телеканала RU.TV 25 марта был организован собственный передвижной пункт по приему донорской крови.
Распалась группа «Комсомольск»
Участницы группы «Комсомольск» заявили о прекращении деятельности проекта. Основательницы группы Дарья Дерюгина и Арина Андреева начали свое обращение к поклонникам с соболезнований по поводу теракта в Crocus City Hall. Они призвали людей быть осмотрительными и проводить свое время с любимыми людьми за прослушиванием любимой музыки.
- Будущее туманно, а песни «Комсомольска» родом из другого времени и другой реальности, - говорится в обращении. - Да и противоречия между бывшими и нынешними участниками группы только нарастают. Мы не прощаемся со сценой, это дело наших жизней, но выступлений «Комсомольска» не планируем. Перенесенные мартовские концерты в городах осенью не состоятся, вы можете вернуть билеты по месту их приобретения... Не знаем, когда встретимся с вами снова и встретимся ли. Но мы точно останемся приметами времени (а хотелось бы любви).
«ИнтерМедиа» напоминает, что месяцем ранее участницы группы «Комсомольск» объявили о своем выступлении в Мелитополе. Сначала девушки спели в центре социально-психологической реабилитации для детей, а затем выступили для школьников и студентов. Певицы подчеркнули в соцсетях, что их целью была помощь тем, кому сейчас тяжело.