Ваш аккаунт активирован

Поздравляем! Ваш аккаунт активирован!

06.12.2016

«Посвященный»: Что-то с памятью моей стало ***

20.08.14 09:30 Раздел: Кино Рубрика: Рецензии и обзоры
«Посвященный»: Что-то с памятью моей стало ***

Пресс-показ фильма «Посвященный» состоялся в кинотеатре «Пять звезд на Павелецкой» 19 августа 2014 года. Режиссер: Филлип Нойс. Актеры: Брентон Туэйтес, Мэрил Стрип, Джефф Бриджес и др.

Глобальный катаклизм привел к созданию стерильного общества будущего. Дабы люди не испытывали разрушительных страстей, всем ампутировали эмоциональную сферу, стерли память и возможность воспринимать цветовую гамму. Поддерживать должный баланс помогают ежедневные инъекции, напрочь отшибающие способность к чувствам и желаниям. За порядком в унифицированном государстве неусыпно следит совет старейшин во главе с педантичной и безжалостной героиней Мэрил Стрип.

Дисциплина в обществе будущего обеспечивается за счет исполнения нескольких базовых заповедей. Среди них есть и вполне здравые, вроде «не лги» и, особенно, «не коверкай язык». Лишь по ходу действия выяснится, что последняя трактуется в извращенном смысле, и в лексиконе граждан под запрет попадают слова, относящиеся к эмоциональной сфере («жутковатый», «любовь» и др.).

Даже в таком выхолощенном обществе время от времени необходимо обращаться к опыту предков. Для этого специально предусмотрена должность Хранителя памяти, на которую однажды избирают шестнадцатилетнего Джонаса (Брентон Туэйтес). Горячий парень поступает в обучение к мудрому Дающему (Джефф Бриджес) и постепенно обретает способность помнить, воспринимать цвета, испытывать боль, любовь и сострадание. Не желая мириться с установленным порядком вещей, Джонас решает вернуть утраченные душевные качества и остальному человечеству.

«Посвященный» проходит по разряду антиутопий, ежегодно штампуемых Голливудом пачками. Все эти «Вспомнить все» да «Обливионы» похожи друг на друга, как две капли воды. А с недавно вышедшим «Дивергентом» «Посвященного» роднит еще и искусственное деление общества на специалистов, отвечающих за различные психологические и социальные функции. К тому же оба фильма сняты по популярным в США литературным произведениям. В случае с «Посвященным» это детская (!) повесть Лоис Лоури, входящая в обязательный список по чтению для школьников. Так что не нужно удивляться, если усвоившие учебную программу потомки нынешних американцев действительно построят нечто подобное.  

Как ни странно, весь заранее заготовленный скептицизм испаряется примерно через 15-20 минут просмотра ленты. Прежде всего, «Посвященный» покоряет стильной и продуманной картинкой. Первая половина фильма почти вся выдержана в черно-белой гамме, лишь ключевые моменты и некоторые предметы, как в знаменитом «Городе грехов», обретают естественные цвета. Обезоруживает зрителя и большое количество задействованных в фильме детей, и сцена хладнокровного убийства младенца, которая, конечно, вызовет бурю самых сильных и противоречивых эмоций.

Вытягивает картину блестящий актерский ансамбль. Филлипу Нойсу удалось заполучить тяжеловесов, которые априори не умеют халтурить. Главная старейшина в исполнении Мэрил Стрип напоминает царственную фурию вроде Клеопатры или Мессалины. Герой Джеффа Бриджеса в обычных обстоятельствах был бы сентиментальным философствующим алкоголиком, но в предложенных рамках актер поднимает его на недосягаемую высоту, фактически превращая в неформального духовного лидера. Отдельное удовольствие гурманам доставят сцены прямых пикировок Старейшины и пожилого Хранителя. На первый взгляд, в «спарринге» Дающий проигрывает своей антагонистке, однако фактически одерживают победу, что называется, по очкам: в ход идет необъяснимая власть бродячего мыслителя, рядом с которой железный расчет женщины бессилен.

Смущает лишь откровенно неправдоподобный финал. Хотя, если расценивать его как притчу, а уж тем более как экранизированную главу из детской книжки, все становится на свои места. При этом, впрочем, остается слишком много недосказанностей. Видимо, теперь ждем сиквела?

Денис Ступников, InterMedia