Ваш аккаунт активирован

Поздравляем! Ваш аккаунт активирован!

22.09.2017
21.09.2017

Елена Привалова-Эпштейн: «Фестиваль «Органные вечера в Кусково» повзрослел вместе со мной»

04.08.14 15:42 Раздел: Музыка Рубрика: Интервью
Елена Привалова-Эпштейн: «Фестиваль «Органные вечера в Кусково» повзрослел вместе со мной»

За пять лет проведения фестиваль «Органные вечера в Кусково» претерпел определенные изменения: сложилась своя аудитория, сформировались концертные программы, определился костяк исполнительских составов. О том, как это происходило, рассказала корреспонденту InterMedia худрук фестиваля, органистка Елена Привалова-Эпштейн.

- Как родилась идея провести органный фестиваль в «Кусково»?

- Я купила большой трехмануальный орган итальянской фирмы Viscount. А когда установила его дома, то поняла, что он идеально подходит по своему звучанию для камерных залов.

- Какие навыки, кроме музыкального образования, вам пригодились в организации?

- За время учебы в консерватории я успела поработать журналистом, помощником фотографа, пиарщиком, директором оркестра, на госслужбе в Министерстве культуры. Ко времени проведения фестиваля я уже умела делать проекты со сторонним финансированием, но это был мой первый проект на собственные средства.

- Рекламную кампанию взяли на себя?

- На первом фестивале мне помогала Ульяна Мартынова, потом я самостоятельно занималась продвижением фестиваля. Лишь для написания пресс-релизов иногда привлекала специалистов.

- Как подбирались исполнители?

- Отбор существовал всегда. С первых лет участниками фестиваля были яркие молодые органисты, некоторые знаменитые. Творческая составляющая выстраивалась очень серьезно. Возможно, поэтому в этом году у нас выступают и преподаватели консерватории, а не только ее недавние выпускники и аспиранты. Хотелось бы в следующие годы выйти на еще более высокий уровень.

- По какому принципу выбиралась концертная площадка?

- Мне понравилась усадьба, когда мы проводили с Мишей Рахлевским фестиваль «Серенады в Кусково». Танцевальный зал Дворца как будто располагает к проведению концертов классической музыки.

- Расскажите, пожалуйста, о юбилейной программе.

- В этом году фестиваль получился достаточно масштабным: 25 концертов с 24 мая по 23 августа. При ее составлении я отталкивалась от конкретных участников. Мне было важно, чтобы Алексей Шевченко, Екатерина Мельникова, Алексей Шмитов, барочная капелла «Золотой век», Анастасия Сидельникова, Татьяна Андрианова и Фёдор Строганов приняли участие в фестивале. Чтобы наряду с выдающимися органистами, выступили известные сегодня певцы и инструменталисты: Александр Листратов (барочная виолончель), Фатима Лафишева (барочная скрипка), Айлен Притчин (скрипка), Сергей Полтавский (виола д'амур), Рустик Позюмский (виола да гамба), Зоя Вязовская (флейта), Алексей Балашов (гобой), солистка Большого театра Оксана Лесничая (сопрано) и многие другие. Хотелось представить интересные программы органной музыки разных стилевых направлений.

- В чем и как, если подводить некоторые итоги, изменился фестиваль?

- Он повзрослел вместе со мной. Я начинала его проводить, будучи аспиранткой консерватории, а сейчас стала концертным исполнителем. Другие участники тоже стали профессионалами. Они теперь — преподаватели, доценты, известные органисты, солисты Московской филармонии.

- Чем лично вас привлекла музыка для органа?

- Своей грандиозностью, величием и масштабностью. Почти вся музыка создана для общения с Богом и несет в себе глубокие переживания.

- Трудно дались первые шаги в исполнительстве? Вы начали постигать органное искусство не с малых лет.

- Освоение любого музыкального инструмента требует усилий и терпения, помимо таланта. В органе есть свои сложности с координацией и посадкой. Безусловно, сказалось и то, что я поздно начала учиться — в 21 год. Многие органисты к этому времени уже являются лауреатами всевозможных конкурсов и имеют большую концертную практику. Мне пришлось наверстывать время усиленными занятиями. Бывали периоды, когда я ежедневно занималась более девяти часов. И сейчас такое бывает, но уже не каждый день…

- Говорят, что наставников у органистов много, а истинный учитель один. Кто стал для вас таким необыкновенным человеком?

- В моей жизни есть несколько особенных людей, которым я обязана своим профессионализмом: Ирина Георгиевна Цыкунова — педагог по фортепиано, Раиса Афанасьевна Кравченко — педагог по историко-теоретическим дисциплинам. В годы моего юношеского становления они направляли меня в нужное русло, и я им очень благодарна.

Что касается органа, то я начала заниматься под руководством профессора Натальи Николаевны Гуреевой, которая спустя два-три месяца факультативных занятий предложила мне поступить на специальный орган. Под ее руководством я окончила консерваторию и аспирантуру. Мое формирование как профессионального органиста началось в 2011 году благодаря Алексею Шевченко. Дело в том, что к Наталье Николаевне — маститому, уважаемому профессору, приходят уже подготовленные органисты после обучения в колледже, с которыми продолжается процесс художественного образования. У меня не было технической базы, поэтому не смогла бы играть на органе, если бы не нашла преподавателя. Алексей Олегович согласился со мной заниматься и за три месяца скорректировал постановку рук. Надо отметить его абсолютную бескорыстность, поскольку все это время он занимался и продолжает занимается со мной безвозмездно.

- Как думаете, может ли пианист стать превосходным органистом?

- Обычно органистами становятся пианисты, ищущие выхода за рамки одного инструмента. Сейчас ситуация немного изменилась, и сформировалась трехступенчатое органное образование, характерное для всех музыкальных специальностей (школа, колледж, консерватория). Но еще пару лет назад было актуальным заявление, что органисты — это бывшие пианисты или музыковеды. Собственно, я и бывшая пианистка, и музыковед (в музыкальном колледже обучалась на фортепианном факультете, а в консерватории на музыковедческом).

- Вам пригодилось музыковедческое образование после того, как окончили консерваторию?

- Без него я вряд ли смогла бы грамотно писать пресс-релизы и составлять программы фестиваля. Синтез исполнитель — музыковед способствует расширению исполнительских границ и помогает не только лучше понять то или иное произведение, но и решить конкретные житейские вопросы в музыкальном творчестве.

Анна Ефанова, InterMedia