Ваш аккаунт активирован

Поздравляем! Ваш аккаунт активирован!

10.12.2016
09.12.2016
08.12.2016
07.12.2016

Деятели культуры продумают систему музыкального образования

28.06.14 04:22 Раздел: Музыка Рубрика: Хроника
Деятели культуры продумают систему музыкального образования

Деятели культуры продумают развитие системы музыкального образования к сентябрю 2014 года. До осени проект программы вынесен на общественное обсуждение. Затем его исправят и дополнят члены Координационного совета по музыкальному образованию. Собранные мнения суммируются и персонифицируются в итоговом тексте, который утвердят, "как можно скорее" в Минкультуры России. Завершение всех стадий обсуждения намечено на октябрь 2014 г., "если до этого времени ничего не произойдет", по мнению членов Координационного совета.

Дискуссии вокруг "Программы развития системы музыкального образования на период с 2014 по 2020 годы" ведутся второй год. Ранее документ фигурировал с названием "Концепция". Его заслушали и обсудили ректоры музыкальных ВУЗов в 2013-м, но отложили разработку в Минкультуры России в связи с созданием индустриального совета по кино и совета по хореографическому образованию.

- Ранее внесенные предложения мы постарались учесть, - заверила корреспондента InterMedia директор Департамента науки и образования министерства культуры РФ Александра Аракелова.

Но обсуждения первого заседания Координационного совета по музыкальному образованию при Минкультуры 25 июня 2014 г. убедили в необходимости продолжения работы. В ходе дискуссии были обозначены острые вопросы: создание "рейтинга" приоритетных музыкальных конкурсов для педагогов, кадровая политика в подведомственных учреждениях, перспективы возрождения музыкальных кружков и специфика преподавания предмета "музыка" в общеобразовательных школах.

Ректор Московской консерватории Александр Соколов напомнил, что "лауреаты" иногда не имеют отношения к тем, кто их воспитывает. "Если педагог учит играть на рояле, а его ученик - скрипач и получает лауреатство как скрипач, какое он к нему имеет отношение? Никакого". По мнению Соколова, нужно узаконить новые формы конкурсов помимо ранжирования тех, которые уже работают много лет. 

Для общеобразовательных школ, по его мнению, важен профессионализм  кадров: может так статься, что формы музыкального образования ввести будет некому, потому что соответствующая подготовка до сих пор отсутствует. "Музыку" и "Хоровое пение" преподают разные специалисты, поэтому ректор предложил выбрать один термин.

- "Музыка", на мой взгляд, предпочтительнее, потому что позволяет профилировать предмет, исходя из тех, кого мы имеем, - заметил он.

Иную позицию озвучил худрук и главный дирижер Московского камерного хора Владимир Минин. Он напомнил собравшимся, что в царской России хоровое пение позволило массово охватить все слои русского населения.

- Хоровое пение служило утилитарным целям воспитания музыкальной культуры любой нации, - подчеркнул маэстро. - Для преподавателя пения, на мой взгляд, является решающим талант, а не образование. 

Завкафедрой баяна и аккордеона Российской академии музыки имени Гнесиных Фридрих Липс выступил за сохранение общего профессионализма районных музыкальных школ и общеобразовательных кружков. Он предложил учить на уроке музыки так, "чтобы дети не только пели песни, но и постепенно входили в круг музыкальной культуры России и не только России". 

По конкурсам Фридрих Робертович обозначил критерии, выработанные Межрегиональной ассоциацией баянистов и аккордеонистов, в состав которой он входит.

- Мы отобрали около десятка конкурсов по России, которые считаются престижными и готовы их предложить Совету, - заявил известный баянист.

Директор московской городской школы имени Гнесиных Андрей Подгорный подчеркнул, что проблемы музыкального образования возникают в женских консультациях и детских садах до стадии "школа".

- Дети не потому не поют, что у них нет музыкальных данных, а потому, что они просто не знают, как управлять своими голосовыми связками, - сообщил директор. - Все начинается с того, что мамы перестали петь своим детям колыбельные. У детей музыкантов ведь все нормально. А с основной массой (не хочется так говорить о детях) приходится все делать заново, - отметил Подгорный.

По инициативе гендиректора Московской филармонии Алексея Шалашова был поднят вопрос нехватки кадров в региональных оркестрах.

- Критерий работы педагога в высшем учебном заведении, как международный музыкальный конкурс, больше подходит для столичных консерваторий, - заявил Алексей Алексеевич. - А если говорить о несольных специальностях, которых нам особенно не хватает в регионах: вообще нет фагота, английского рожка, почти нет гобоя, то в них более показательно трудоустройство в оркестры. Всегда можно придумать конкурсы с такими критериями, которые сделают музыкантов лауреатами, - отметил гендиректор.

По результатам заседания члены Координационного совета решили разработать конкретные предложения за лето.

- Нам бы хотелось, чтобы они были в рамках правового поля и не выходили за нормы законодательства РФ", - объяснила поставленную задачу деятелям культуры Александра Аракелова. - Менять закон весьма сложно, это долгий путь. Лучше все нюансы, которые еще не отражены в программе или законе регулировать нормативно-правовыми актами, которые может издавать само Министерство культуры, - добавила директор.

Текущая версия "Программы развития системы музыкального образования" состоит из трех частей и девяти страниц, где подробно расписываются современные проблемы музыкального образования, цели и задачи проекта, а также меры по их дальнейшему достижению и скорейшему решению. Отдельно определены задачи в области методической, творческой и просветительской деятельности, которые необходимо разрешить. Прописаны результаты и предварительная оценка эффективности использования рассматриваемого документа.