Масштабную программу выставки-форума «Уникальная Россия» представят в ТАССУмер итальянский модельер Роберто КаваллиУмер О. Джей СимпсонИлья Авербух и Лиза Арзамасова ждут ребёнкаПевец Евгений Кунгуров покончил с собойМария Шумакова стала мамойАйла Фишер и Саша Барон Коэн разводятсяНуки ушла из группы «Слот»Александр Семчев и Ирина Пегова стали народными артистамиТейлор Свифт стала миллиардершейУмерла актриса Татьяна КонюховаРоберт Паттинсон и Сьюки Уотерхаус стали родителямиКэмерон Диас снова стала мамойМузыканты «Пикника» живы и в безопасностиКейт Миддлтон проходит лечение от ракаПеред концертом «Пикника» в Crocus City Hall произошел терактНикиту Кологривого арестовали на семь сутокСпортивный комментатор Василий Уткин умер на 53-м году жизниРегина Тодоренко получила гражданство РФВалерий Леонтьев заявил об уходе со сцены в день 75-летия

Людмила Берлинская: «Общее настроение записи не сможет передать монтаж»

28.05.2014 20:21 Музыка Рубрика: Интервью

В Санкт-Петербургской филармонии имени Шостаковича состоялась презентация нового альбома фортепианного дуэта Людмилы Берлинской и Артура Анселя. Выпуск диска фирмой «Мелодия» приурочен к празднованию 50-летия компании и впервые за 20 лет не является переизданием или изданием по лицензии. В альбом, посвященный музыке Сергея Прокофьева, вошли его сюиты для двух фортепиано из балетов «Золушка» Михаила Плетнева и «Ромео и Джульетта» Артура Анселя. О фирме и новом альбоме с пианисткой Людмилой Берлинской побеседовала корреспондент InterMedia Анна Ефанова.

— Что представляет собой сегодняшняя «Мелодия»?

- В первую очередь, это колоссальный архив — золотой фонд записей советской эпохи. Со времен «перестройки» фирма «Мелодия» выпускала, в основном, архивные записи. Когда возник проект нашего диска, то сразу появились сложности: выбрать место записи, хорошие рояли, звукорежиссеров. Правда, желание было настолько сильным, что их удалось преодолеть.

— Где проводились записи классической музыки в советские годы?

- Обычно в соборе из красного кирпича — знаменитой «Кирхе». Это здание, недалеко от московской консерватории, принадлежало когда-то «Мелодии».

— Какие записи Валентина Берлинского из созданных в этом помещении вам нравятся?

- Их довольно много. Они по-своему незабываемы. Например, Квартет Прокофьева на кабардино-балкарские темы. Два квартета на одном диске: Равеля и Дебюсси. Изумительный секстет Чайковского «Воспоминание о Флоренции» с Генрихом Талаляном и Мстиславом Ростроповичем. Квинтет Мечислава Вайнберга с автором за роялем — великолепным пианистом.

Очень интересна эволюция записей квартетов Бетховена в трех разных составах с моим отцом. Ростислав Дубинский не записал 15: он считал себя неготовым к двум последним квартетам. Михаил Копельман запись осуществил, но под нажимом отца. А Рубен Агаронян записал все квартеты, и не один раз. Неужели мир улучшается?

Помню, чтобы сыграть с Рихтером в четыре руки шесть пьес Шумана нам понадобилось 15 репетиций, а недавно один виолончелист предложил мне сыграть с ним концерт из трех сонат, никогда неигранных вместе, с одной репетицией накануне. Когда сегодня известные дирижеры «летают» от одного оркестра к другому, каждый день успевая побыть в разных странах, то вспоминаешь невольно Мравинского: к одной программе он готовился на репетициях в течение месяцев.

— Расскажите, пожалуйста, о домашней атмосфере при записи той или иной грампластинки.

- В нашем доме воцарялся особый настрой. Помню, что обожала это время. Маленькой я не могла знать, что происходит в студии. Но видела, каким уходил и возвращался после записи мой отец — он был далеко от нас. Папа рассказывал будничные детали, и они стали моей музыкантской школой. Однажды мы начали записываться вместе. И это было естественно.

— Как проходила запись этого диска?

- В совершенно люксовых условиях. Фирма «Мелодия» взяла в аренду лучший зал для записи — первую студию Дома звукозаписи, где раньше записывались великие Рихтер, Ойстрах и Гилельс. Корпорация Yamaha предоставила нам два концертных рояля, которые все дни настраивали Мичимото Сан и Алексей Кравченко — ученики знаменитого фортепианного мастера Казуто Осато. Звукорежиссер Андрей Демиденко не просто помогал, а, в буквальном смысле слова, жил одной жизнью с музыкой Прокофьева. Весь процесс записи был организован на высоком профессиональном уровне.

— Что стало вашим музыкальным приоритетом на время записи альбома?

- Общая форма сочинения — возможность записывать большими кусками, практически life recording. Ведь общее настроение, а не только темпы и краски зависит от этого. И никакой, даже самый виртуозный монтаж, не сможет его передать. Иногда мы решали в пользу общего впечатления и в урон каким-то, может быть, лучшим технически пассажам. Наш звукорежиссер, послушав обе транскрипции, нашел разное звучание для них: более холодное — для «Золушки» и более человечное — для «Ромео и Джульетты».

— На диск вошли две транскрипции сюит из балетов Прокофьева. В чем их самобытность?

- «Золушка» Плетнева более свободна и фортепианна, тогда как «Ромео и Джульетта» Анселя приближена к оркестровому звучанию. В отличие от плетневской транскрипции, где выбраны номера только по собственному велению души, Артур выстроил свою версию логически в соответствии с оригинальным сюжетом трагедии Шекспира и балета Прокофьева. В остальном, фактура музыки Прокофьева в двух транскрипциях по-разному полифонична. Особенно это касается фразировки, артикуляции и тембровых красок. Во многом поэтому, для нас большой удачей стало то, что французское издательство Chant Du Monde издало партитуру «Ромео и Джульетты» Анселя одновременно с выпуском диска фирмой «Мелодия».

— Вы довольны конечным творческим продуктом или считаете, что не все удалось?

- В целом, довольны, потому что вложили в эту запись все силы. Но, думаю, нужно еще чуть-чуть отойти от нее во времени, чтобы можно было ее правильно оценить.

— Каким будет ваш следующий альбом?

- Сейчас у нас в стадии обсуждения сразу несколько необычных и интересных проектов. Пока мы знаем только, что в следующей работе отойдем на время от русской музыки.

— Можно надеяться, что она будет записана на «Мелодии»?

- Мы были бы счастливы, продолжить сотрудничество.

 

Коллекция фирмы «Мелодия» насчитывает более 240 тыс. звуковых носителей, а каталог — более 700 позиций классической музыки. Свыше 60 тыс. записей являются уникальными: отражают минувшие эпохи в многообразии стилей, жанров и исполнительских трактовок.

За полвека истории компанией изданы антологии выдающихся солистов и коллективов, среди которых: «Russian play Russians» (дирижер — Кирилл Кондрашин), «60 years of glory» (Государственный квартет имени Бородина). Опубликованы отдельные серии, посвященные юбилярам — Дмитрию Шостаковичу (100 лет со дня рождения), Эмилю Гилельсу (к 90-летию со дня рождения).

В юбилейный год изданы редкие записи Святослава Рихтера, Эмиля Гилельса и Московского камерного оркестра под управлением Рудольфа Баршая. В настоящее время ведется активная работа с наследниками Леонида Когана по изданию его записей (в 2014 году исполнится 90-лет со дня рождения маэстро).

В апреле этого года в продаже появились диски Владимира Софроницкого и Григория Соколова. Среди недавних публикаций: диск Хиблы Герзмавы и Национального филармонического оркестра России под управлением Владимира Спивакова, а также бокс Вазгена Вартаняна из трех дисков.

Брайан Ино выпустил новую версию «Get Real» Боуи со звуками живой природы

19.04.2024 18:26 Музыка Рубрика: Хроника 16+

Брайан Ино обнародовал 19 апреля 2024 года новую версию песни Дэвида Боуи 1995 года «Get Real». Релиз приурочен ко Дню Земли (он отмечается 22 апреля), и в связи с этим в ремиксе, созданном Ино, использованы, помимо инструментов и вокала Боуи, различные звуки живой природы. По словам Брайана (который является и соавтором первоначальной версии «Get Real»), он стремился заставить ее звучать так, будто «природа прокралась в искусство», и животные «проходят через каждое окно и щель в двери»

Ремикс был выпущен в рамках глобальной музыкальной инициативы Sounds Right, которая сделала природу официальным исполнителем на стриминговых платформах для сбора денег на сохранение Земли. Благодаря Sounds Right, доля гонораров от любой песни, в которой указана природа в качестве исполнителя, будет передана EarthPercent - благотворительной организации, основанной Ино. Затем организация распределит эти деньги на проекты по сохранению и восстановлению «самых ценных и нестабильных экосистем» в мире под руководством экспертно-консультативной группы Sounds Right:группы ведущих мировых биологов, экологических активистов, представителей коренных народов и экспертов.

Наряду с ремиксом «Get Real» Sound Right выпустили сборник, включающий новые версии песен Ви из BTS, Мика Дженкинса, MØ, Элли Гулдинг и London Grammar — все с указанием природы в качестве исполнителя.

- Всю жизнь я задавался вопросом - как мне вернуть что-то в те места, откуда я взял идеи? – размышляет Брайан. - Музыка зародилась как звуки мира природы, и Sounds Right создает систему, которая помогает природе и сохраняет планету, чтобы она могла продолжать вдохновлять нас на долгие годы.

Помимо основания EarthPercent, Ино занимается проблемами окружающей среды, борясь с изменением климата посредством своей музыки и выпуская благотворительные альбомы с участием таких артистов, как Майкл Стайп, Питер Гэбриел, Big Thief, Джарвис Кокер и Death Cab for Cutie.

Подписаться на новости InterMedia
Нажимая кнопку "Подписаться", я даю свое согласие на обработку персональных данных

Александр Шаганов собрал свои стихи в книгу «Выйду ночью в поле с конем»

19.04.2024 18:01 Музыка Рубрика: Анонсы 16+
обложка книги

Презентация книги стихов Александра Шаганова «Выйду ночью в поле с конем» состоится в пресс-центре ТАСС 26 апреля 2024 года. Издание представят поэт Александр Шаганов, заведующая редакцией департамента прикладной литературы и межиздательских проектов издательства АСТ Елена Толкачева, поэт-песенник, певец Симон Осиашвили и композитор, певец, аранжировщик Андрей Державин.

Александр Шаганов – поэт, автор стихов для нескольких сотен песен, среди которых «Комбат», «Атас!», «Владимирская Русь», «От Волги до Енисея», «Там за туманами», «Ребята с нашего двора», «Девчонка-девчоночка», «Тучи» и многие другие. Поэт сотрудничает с эстрадными коллективами и исполнителями, большинство его песен составили репертуар групп «Любэ» и «Иванушки International».

Трансляция будет доступна на сайте ТАСС на странице анонса, а также в группе Пресс-центра ТАСС в «ВКонтакте».

Ранее Александр Шаганов и Эдуард Ханок раскрыли секреты написания настоящих хитов в «Хороших песнях» на канале «ТВ Центр». Ведущие программы Александр Михайлов и Элеонора Филина обсудили, почему песню «Любэ» «Выйду в поле с конем» считают народной.

Начало в 15.00.

Справки и аккредитация: press-center@tass.ru.

Евгений Финкельштейн исполнил на гитаре «Шедевры пяти столетий»

19.04.2024 16:46 Музыка Рубрика: Хроника 16+
обложка альбома

Фирма «Мелодия» выпустила новую запись Евгения Финкельштейна с авторскими переложениями для классической гитары. Программа альбома «Шедевры пяти столетий» включает музыку великих западноевропейских мастеров XVI–XVIII веков, русских композиторов XIX века, а также советских и современных композиторов. Большинство сочинений впервые записаны на классической шестиструнной гитаре, сообщили агентству «ИнтерМедиа» в пресс-службе лейбла.

По словам представителей «Мелодии», открытием для слушателя станут произведения великих гамбистов Марена Маре и Карла Фридриха Абеля. Переложения всех этих пьес сделал Евгений Финкельштейн.

- Зенит славы виолы да гамба пришелся на рубеж XVII–XVIII веков, а музыка осталась и обрела новую жизнь в исполнении на классической гитаре, - говорится в описании релиза. - Впервые на гитаре звучит и трогательная пьеса «Звезды больше не причинят тебе боли, и твоя жизнь будет наполнена любовью и миром», авторство которой приписывается мастеру английского барокко Генри Пёрселлу.

Русская гитарная музыка, вошедшая в альбом, охватывает три столетия. Вариации на тему народной песни «Среди долины ровныя» Семёна Аксёнова и пьеса «Adieu» («Меланхолический вальс») Николая Александрова — произведения XIX века, созданные для популярной в те времена семиструнной гитары.

- В ХХ столетии главное место занимает шестиструнная гитара, и уникальный репертуар XIX века оказался на долгое время в тени, - говорят издатели. - Благодаря великолепным переложениям Сергея Руднева эта задушевная музыка начинает звучать вновь. Евгений Финкельштейн стал одним из первых исполнителей, включивших эти сочинения в свои концертные программы.

XX столетие представлено пьесами, не исполнявшимися более полувека: Этюд Александра Мосолова (единственное произведение композитора для гитары), «Колыбельная» и «Маленький вальс» Виссариона Шебалина. К XXI веку относятся Три вальса для гитары соло и токката «Июнь» Юлии Финкельштейн — композитора, музыковеда, лауреата международных конкурсов, жены Евгения Финкельштейна. Изысканный, с элементом гротеска цикл Вальсов стал первым произведением Юлии, созданным для классической гитары. Энергичная и яростная токката — часть цикла «Времена года». В 2020 году эта пьеса получила первую премию на Международном конкурсе сочинений для гитары.

На днях фирма «Мелодия» выпустила книгу «Фирма. 100 пластинок «Мелодии» об истории лейбла. Ее авторами стали Денис Бояринов и Ляля Кандаурова. Издание приурочено к 60-летнему юбилею, который «Мелодия» будет отмечать 23 апреля.

Фото: обложка альбома
Теги: фирма Мелодия, Евгений Финкельштейн
β 16+