Ваш аккаунт активирован

Поздравляем! Ваш аккаунт активирован!

02.12.2016
01.12.2016

«Параджанов»: Любовь к искусству - это болезнь ****

05.05.14 09:37 Раздел: Кино Рубрика: Рецензии и обзоры
«Параджанов»: Любовь к искусству - это болезнь ****

Закрытая премьера фильма Елены Фетисовой и Сержа Аведикяна «Параджанов» (Украина, Франция, Грузия, Армения, 2013 г., в главных ролях – Серж Аведикян, Юлия Пересильд, Карэн Бадалов, Михаил Пшеничный, Виктор Марвин) состоялась в кинотеатре «Синема Стар» 29 апреля 2014 года.

Снимать байопики о незаурядных личностях - дело неблагодарное. Как правило, такие фильмы утопают в критике за фактические нестыковки, искажение образов или упущение особо важных деталей. Достаточно вспомнить обруганные ленты о Высоцком, Джобсе и Хичкоке. «Параджанов» выгодно отличается тем, что снят отнюдь не бездарно.

Биографический фильм, пусть и художественный, не приемлет таких оправданий, как «видение режиссёра». Зритель должен на коже своей ощущать старание постановщика представить объект биографии в первозданном виде. А ещё зритель хочет увидеть, как метафорической нитью через весь фильм проходит избранность, неординарность центрального персонажа.

Байопик охватывает тридцать лет из жизни режиссера. За точку отсчета взято начало работы над фильмом «Тени забытых предков» - эта картина была признана мировыми критиками величайшим произведением украинского кинематографа.

Параджанов в работе был крайне щепетильным. Эксцентричным, вспыльчивым и всецело отдающим себя искусству предстает он и перед зрителями в фильме. Приятно и интересно наблюдать, как тщательно он выверяет каждую сцену, вручную вылепливает ее от самого основания. Даже подготовка к короткому дублю занимает у режиссера целую вечность, что раздражает коллег и подчиненных.

Чтобы показать, как выглядел творческий процесс Параджанова, режиссеры байопика выбрали очень удачный приём: они внедрили в фильм кадры из оригинальных картин Сергея Иосифовича, и перенесли прямо в них главного героя. В результате Параджанов как бы оказывается по ту сторону экрана и режиссирует собственные фильмы изнутри. Для таких сцен погружения были полностью воссозданы съемочные площадки, на которых некогда работал Параджанов.

Очень забавно преподносится зрителям страсть Параджанова к коллажам, которых он успел создать за свою жизнь огромное количество. Например, в плакате Брежнева высотой в восемь этажей режиссер вырезал лоскут с изображением глаза, высунулся из-под века и стал наблюдать за проходящим внизу первомайским шествием. Помимо этой сцены есть и другие интересные находки – их однозначно стоит увидеть!

Параджанов-человек был проиллюстрирован в фильме не слишком искусно из-за однозначной сложности личности и, пожалуй, языкового барьера Сержа Аведикяна, сыгравшего главную роль. Утрамбовать в полуторачасовой фильм тридцать лет жизни культовой фигуры - с тюремными сроками, творчеством, сопротивлением, внутренними переживаниями, - практически нереально. Иначе говоря, тот, чье знакомство с Параджановым начнется непосредственно в кинотеатре, вряд ли к концу просмотра сможет составить целостное представление о личности постановщика. Есть шанс, что в головах отложатся только рваные характеристики: «эпатажный», « гей», « одинокий и несчастный», «самовлюбленный» (небезосновательно), «поэтичный», «гениальный»...

Команда, работавшая над «Параджановым» стремилась показать человека, который остается один, а вокруг — никого. Человека, понимать которого не всегда удавалось даже его близкому окружению. «Гениальный, но невыносимый» - так обращается в фильме жена к Параджанову.

Своей кинолентой режиссеры сделали личность Параджанова вполне доступной для относительно широкой аудитории - получилась артмейнстримная кинокартина. При этом сложно сказать, хорош ли такой подход к адаптации. Все-таки местами можно было пойти вразрез со вкусами масс и добавить «неформата», метафор, интеллекта…

Отдельного внимания заслуживает работа оператора и мастеров по декорациями и костюмам. Фильм получился красивым,  насыщенным и стильным.

В заключение можно сказать, что претендующий на американского «Оскара» украинский фильм о грузинском режиссере армянского происхождения Сергее Параджанове, который был посажен в русскую тюрьму за украинский национализм, по суммарному подсчету плюсов и минусов получился очень достойным.

Дана Фикс, InterMedia