Ваш аккаунт активирован

Поздравляем! Ваш аккаунт активирован!

09.12.2016
08.12.2016
07.12.2016

Орган Одесского театра отремонтируют на пожертвования в 49 тыс. евро

29.01.14 00:17 Раздел: Музыка Рубрика: Хроника
Орган Одесского театра отремонтируют на пожертвования в 49 тыс. евро

Специалисты чешской фирмы Rieger-Kloss 22 января 2014 года приступили к ремонту органа Одесского национального академического театра оперы и балета, сообщается на официальном сайте театра. Общая стоимость ремонтных работ составляет 49 тыс. 230 евро, которые проводятся за счет пожертвований одесских фирм и частных лиц. Инструмент требует комплексных мер по восстановлению, так как получил повреждения в результате эксплуатации и затянувшейся реставрации театра, проводившейся с 1997 по 2007 гг.

— Спустя годы, прошедшие с момента установки органа, техническое состояние инструмента пришло в ненадлежащее состояние, что не позволяло использовать возможности инструмента в полном объеме, – сообщила корреспонденту InterMedia помощник гендиректора по связям с общественностью Одесского театра оперы и балета Людмила Сергейчук. – В инструменте требовался демонтаж всех труб и их чистка, ремонт поврежденных труб, мехов, первого клавиатурного пульта. Кроме того, необходимо было изготовить новые трубы (420 шт.), построить новую систему подключения второго клавиатурного пульта на сцене, провести интонировку и настройку органа, – подчеркнула собеседница InterMedia.

В 2010 г. исполняющий обязанности гендиректора театра Николай Криворучко подписал договор с фирмой на реконструкцию органа и в течение двух месяцев инструмент должен был быть введён в эксплуатацию (фирме было проплачено 43 тыс. грн. из 86 тыс. грн. спонсорских средств, выделенных на ремонт). Однако 7 декабря 2010 г. комиссия из десяти специалистов различного профиля (глава комиссии — заслуженный артист Украины, дирижер Игорь Шаврук) констатировала факт, что работа по вводу в эксплуатацию органа не выполнена.

После получения заключения комиссии о неготовности органа новая дирекция театра во главе с Надеждой Бабич обратилась в фирму, которой были уплачены деньги, с просьбой сообщить, какие работы были выполнены. Ответа они не получили, а фирма попросила месяц на продление работ. Потом еще на два месяца, но ее представители так и не принялись за ремонтные работы по восстановлению органа в течение указанного срока.

Из-за отсутствия действий со стороны фирмы г-жа Бабич обратилась с запросом в правоохранительные органы для получения оценки сложившейся ситуации. Параллельно она отправила запрос в фирму-производитель данного инструмента Rieger-Kloss. Результатом отправленных писем стал приезд эксперта в Одесский театр, который обследовал орган и дал заключение на 17 листах с полным изложением «диагноза» и рекомендациями по полному восстановлению инструмента.

После этого настройщик Альфред Мазур, тайно и по собственной инициативе расконсервировал орган и пытался его ремонтировать (г-н Мазур работал в театре на основании разового трудового договора по настройке роялей и пианино, но позиционировал себя настройщиком органа). Вслед за этими действиями,он самовольно предложил концертмейстеру Веронике Струк исполнить в опере «Трубадур» органную партию, и она согласилась.

Узнав о случившемся, г-жа Бабич повторно собрала экспертную комиссию для проверки органа и дополнительно пригласила органистку Ольгу Ефремову, чтобы она дала оценку состоянию инструмента. Из заключения г-жи Ефремовой следовало, что состояние органа не позволяет использовать его возможности в полном объёме и на должном уровне. Проведя вторую проверку инструмента, орган окончательно законсервировали. Все участники покинули занимавшие ранее театральные посты.

— Начиная с октября 2011 года, на расчетный счет по сбору средств на ремонт органа стали поступать пожертвования от тех, кто хотел внести свою лепту в дело возрождения органа в Одесской опере, поскольку традиции меценатства в Одессе по-прежнему сильны, - рассказала InterMedia Людмила Сергейчук. 25 декабря 2013 года агентство «Викна-Одесса» со ссылкой на гендиректора театра Надежду Бабич распространило информацию, что ремонт органа «оплачивает спонсор», имя которого пока держится в тайне, но будет названо позже.

Кем бы ни была собрана необходимая сумма, ремонтные работы по восстановлению органа в Одесском театре теперь начаты и пройдут в несколько этапов. Об этом корреспонденту InterMedia сообщил представитель компании Rieger-Kloss Рене Клим. Сначала будет осуществлена механическая очистка всех металлических и деревянных частей инструмента от накопившейся пыли и грязи. Затем заменят поврежденные и недостающие детали. Потом будут обновлены кабели и клавиатура игрового стола. В завершении ремонта инструмент будет настроен и допущен к последующей эксплуатации. По мнению специалистов фирмы Rieger-Kloss, это произойдет в конце февраля 2014 г.

Нынешний орган в театре был установлен фирмой Rieger-Kloss в 1971 г.

— Инструмент был спроектирован и изготовлен специально для Одесского оперного театра с учетом акустических особенностей зрительного зала, интерьера и других необходимых аспектов, – отметила в разговоре с InterMedia помощник гендиректора по связям с общественностью Людмила Сергейчук.

В соответствии с архитектурной самого театра, установленный орган относится к инструментам среднего размера (30 регистров, порядка 2 – 2,5 тыс. труб). Он имеет прекрасные характеристики и считается одним из лучших инструментов, изготовленных Rieger-Kloss когда-либо.

Историческая справка:

Компания Rieger была создана братьями Ригер в Чехии в 1873 году. Ее штаб-квартира и производственные мощности находятся на востоке страны - в городе Крнов. После Второй Мировой войны, когда правительство Чехословакии выслало за пределы государства владельцев и работников компании за коллаборационизм, она была объединена с мастерской Йозефа Клосса и национализирована под новым названием Rieger-Kloss. В свою очередь, ее прежние собственники основали в Австрии другое предприятие — Rieger Orgelbau, которое успешно функционирует и развивается сегодня.

Фирма Rieger-Kloss получила признание на Всемирной выставке EXPO’58. Построила, отреставрировала и обслуживает свыше 1700 органов по всему миру (в том числе более 60-ти — на территории бывшего Советского Союза). В настоящее время, после приватизации 1994 года, она активно работает в Европе, Америке и Азии. Ее основной вид деятельности — строительство органов в полном диапазоне размеров: от портативных и компактных до крупных кафедральных инструментов.