Свимон Джангулашвили: «Мы можем исправить испорченное политиками и президентами в дипломатии»
Уникальный концерт прошел 14 января 2014 года в Светлановском зале Московского международного Дома музыки — на IV Рождественском фестивале духовной музыки впервые выступил Патриарший хор Свято-Троицкого Кафедрального Собора из Тбилиси. Несмотря на политические сложности, духовные связи России и Грузии продолжают крепнуть. О шедевре мировой полифонии, патриархах двух государств и урегулировании политических конфликтов руководитель Патриаршего хора — доктор искусствоведения Свимон Джангулашвили рассказал корреспонденту InterMedia Анне Ефановой.
— Традиция грузинского многоголосия считается древнейшей. Как давно она возникла?
- Первые дошедшие до нас сведения относятся к XI веку. В труде философа и богослова проторенессанса Иоанна Петрици описана природа Троицы в терминах гармонии и мелодики трех голосов.
— Полифоническое мышление — признак национальной идентичности грузин. Скажите, новое песнопение лучше разучивать втроем или по–одному?
- У нас нет строгих правил: каждое песнопение мы разучиваем по-своему. Обычно музыканты легче воспринимают нотный текст и одноголосие, а любители — многоголосие со слуха и без нот.
— В грузинских хорах чаще всего поют мужчины. Женщины не способны воспроизвести тонкости вокала?
- Дело в другом. Грузинская традиция совместного музицирования фамильная и бытует внутри семей: исполняемый нами репертуар очень древний. Мы соблюдаем традиции пения и по возможности стараемся их не нарушать.
— Между церковными хорами существует жесткая конкуренция?
- С одной стороны — да, потому что Грузия маленькая страна и все хоры конкурируют между собой в исполнительстве. С другой же — нет: слушателей в Грузии мало. А те, кто есть, предпочитают слушать все существующие хоры.
— Вы боретесь за аутентичность исполнения в Патриаршем хоре?
- Нет. Я считаю, что мы должны сохранить и передать следующим поколениям вокальную культуру пения в целом. Сама грузинская музыка настолько совершенна, что ее просто нужно исполнить на высоко духовном уровне. Слушатель должен получить эстетическое наслаждение, а мы — направить все свои помыслы, чтобы они могли достичь в процессе прослушивания самых благостепенных чувств.
— Обычно те, кто не могут петь в хоре, танцуют или играют на музыкальных инструментах. Вы используете эту практику или даете возможность интонировать абсолютно всем?
- Для меня существует два критерия при отборе — будущие хористы должны иметь хорошие голоса и высокую культуру исполнения. К счастью, в нашем хоре 50 человек, среди которых музыканты консерватории или певцы из фольклорных ансамблей. Поэтому проблемы танцев и инструментального исполнительства вместо пения у нас не стоит.
— Как думаете, почему фольклористы приходят в церковь?
- Возможно, потому что для грузин полифоническое пение — не только музыкальное самовыражение, а воспроизведение любви к Богу и близким людям. Есть старая поговорка: «Если ты не любишь ближнего, ты не сможешь с ним вместе петь в трех голосах», — так и получается в нашей жизни. Мы ищем возвышенные категории в мире и передаем их через то, что поем.
— В типе многоголосия церковная музыка связана с народной. А в способе исполнения: Вам также мешают концерты, как народным певцам?
- В Грузии нет исполнителей, которые бы не любили публичные выступления. Во времена царской России и военного коммунизма служение церковной музыке считалось частью национального движения и сцена воспринималась как место, где певцы вопрошали, а слушатели воспринимали народные идеалы.
Что касается нашего хора, то за столом мы не обращаем внимание на исполнительские детали и поем более свободно. На концертах мы сосредоточенны — стараемся точно воспроизвести трехголосную фактуру, поэтому пение не всегда выходит таким, как в кругу семьи, за столом.
— В советское время грузинам запрещалось петь церковные песнопения.
- Советское правительство долгое время поощряло написание и исполнение только массовой коммунистической музыки. Возрождение церковной традиции произошло через народную традицию усилиями Католикоса-Патриарха Илии II. Именно по его инициативе и благословению началась активная работа по сбору исторического и этнографического материала грузинской полифонии.
— Вы входите в состав благотворительного фонда «Грузинское церковное песнопение». Какие проекты фонд запланировал в этом году?
- Вместе с Национальным Центром фольклора Грузии мы хотим помочь тем коллективам, которые исполняют церковные и народные произведения на высоком профессиональном уровне. Также мы собираемся издать антологию грузинской церковной музыки, в которую войдет более 7 тыс. песнопений. Реализация этого проекта будет осуществляться в течение ряда лет.
— Среди участников Патриаршего хора — люди разных политических взглядов. У вас не возникает размолвок на этой почве??
- Они практически отсутствуют, потому что у каждого грузина, несмотря на европеизированность взглядов, присутствует большой сегмент восточной традиционности. Многие из нас имеют свои взгляды на мир, не живут по законам церкви, но относятся с благоговением к патриарху и церковным традициям. Это заложено на генетическом уровне и продолжает передаваться из века в век.
— Собор Святой Троицы всячески поддерживал Михаил Саакашвили. Как складывается Ваше творческое общение с Георгием Маргвелашвили?
- Наш новый президент и правительство более расположены к церкви — пока в наших отношениях царит гармония.
— Российско-грузинские дипломатические отношения расценивают как сложные. Почему на духовном уровне наших государств существует взаимная симпатия?
- Духовность несет в себе любовь, которую невозможно победить. Она возвышает нас над мирским и временным.
— Ваш хор не смог дать концерта на московском Рождественском фестивале духовной музыки прежде.
- Мы не хотели приезжать, потому что считали несправедливой оккупацию российскими войсками принадлежавших Грузии территорий Абхазии и Южной Осетии. Ни один грузин не может россиянам этого простить.
— Как разрешились споры?
- Наше правительство взяло более дипломатически умеренный курс в отношении России. Мы поняли, что можем исправить испорченное политиками и президентами в дипломатии. Согласитесь, что воевать нашим государствам — сфера фантастики. Нам лучше искать категории, в которых возможно решение общих проблем.
— Урегулировать ситуацию помог прошлогодний визит патриарха–католикоса Илии II и Патриаршего хора в столицу?
- Да. Я считаю, что он помог улучшить политические отношения между Россией и Грузией. Приезд части хора в прошлом году на III Рождественский фестиваль духовной музыки стал актом открытости, готовности к музицированию и служению прекрасному.
— Возможен ответный визит Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в Грузию?
- Да, конечно. И это должно случиться. Мы будем очень рады, если он приедет. «Разногласия между Россией и Грузией временны», – это мнение нашего патриарха и многих грузин.
«Биртман» отпразднует день рождения с народным хором
Группа «Биртман» выступит на сцене клуба 1930 Moscow 5 апреля 2024 года. На этом выступлении коллектив отпразднует свой девятый день рождения.
Специальным гостем праздничного концерта «Биртмана» станет народный хор, сообщили музыканты в своих соцсетях.
- Исполним наши народные хиты при поддержке народного хора. Это будет легендарно, - пообещали участники коллектива.
В начале года группа «Биртман» представила новый сингл «Джеки Чан» 16 января 2024 года. «Джеки Чан» стал первым синглом с грядущего нового альбома коллектива, выход которого намечен на осень.
В зоне СВО пройдет мультикультурный фестиваль «Звезды над Донбассом»
Шестой Международный мультикультурный фестиваль «Звёзды над Донбассом» пройдёт с 13 по 19 мая 2024 года в Донецкой Народной Республике при поддержке Президентского фонда культурных инициатив. Писатели, издатели, режиссёры, актёры, музыканты и другие деятели культуры проведут более ста образовательных и творческих мероприятий в зоне СВО.
- Мероприятие подобного уровня — это общероссийское явление и главный показатель русского культурного кода. Ведь это максимально символично, когда ключевое мероприятие отечественной культуры зародилось в зоне нескончаемых боевых действий, — учредитель ММКФ «Звёзды над Донбассом», председатель Общественной палаты ДНР Александр Кофман.
Во время проведения фестиваля будет функционировать Школа писательского мастерства — уникальная образовательная площадка для начинающих авторов. Мастерами учебного курса выступят писатели с мировым именем, редакторы, а также издатели. Участники фестиваля проведут десятки открытых мероприятий в учебных заведениях, библиотеках. Состоятся многочисленные кинопоказы и спектакли с возможностью пообщаться с авторами материалов и актерским составом.
Фестиваль «Звёзды над Донбассом» проводится с 2019 года. Среди его участников были Сергей Лукьяненко, Олег Дивов, Вадим Панов, Михаил Башаков, Евгений Кобылянский, Аким Апачев, Евгений Гельфонд, Алексей Гравицкий и др. На площадках фестиваля появились и обрели всероссийскую известность проекты детской книги «Азбука Регионов», Электронная публичная библиотека, серия «Донецкая библиотека приключений и фантастики», а также учреждены несколько общественных премий.
Анкета для заявок участников:
https://forms.yandex.ru/u/65b8dd0a5d2a0600e5910af2/
Анкета для заявок творческих коллективов:
https://forms.yandex.ru/u/65b8e4a4f47e730227ef8a70/
Адрес для справок - info@znd.info
Выставка к юбилею победы ABBA на «Евровидении» откроется в Мальмё
Специальная экспозиция, посвященная группе ABBA, откроется 29 апреля 2024 года в шведском городе Мальмё, где в этом году пройдет 68-й конкурс песни «Евровидения». «ИнтерМедиа» напоминает, что 50 лет назад шведский квартет стал победителем «Евровидения» с песней «Waterloo».
Как сообщается на официальных ресурсах ABBA и «Евровидения», мультимедийная выставка ABBA World расположится на двух этажах и объединит под одной крышей сразу несколько посвященных группе пространств. Там будут представлены и экспонаты из музея ABBA в Стокгольме, и интерактивные элементы шоу голограмм «ABBA Voyage» (с успехом проходящее в Лондоне), и фрагменты мюзикла по песням коллектива «Mamma Mia!» из лондонском Уэст-Энда, и шоу «Mamma Mia! The Party» (которое исполняется в одноименных греческих ресторанах, открытых после выхода мюзикла и фильма в Лондоне и Стокгольме), и выставка лейбла Polar Music International, который является хранителем музыкального каталога ABBA.
Выставка продлится всего две недели – с 29 апреля по 12 мая, пока Мальмё будет принимать гостей «Евровидения 2024». Полуфиналы конкурса состоятся 7 и 9 мая, а финал – 11-го. Сразу после победы Швеции на конкурсе песни в прошлом году появились слухи, что ABBA может стать гостем праздника евросонга и, может быть, даже воссоединиться в честь юбилея своей победы на нем. Но пока никакого подтверждения этому не последовало.
Тем временем британская телекомпания BBC объявила, что тоже планирует отпраздновать 50-летие победы «Waterloo» на «Евровидении» и готовит несколько специальных проектов. Одним из них станет часовой документальный фильм, который будет включать ранее не показанные интервью с ABBA, их выступления на BBC и в эфире других телекомпаний (например, исполнение «So Long» на Top Of The Pops в 1974 году), новостные кадры, иллюстрирующие ABBA-манию в Великобритании в 1970-1980-х годах. Выйдут в эфир и архивные документальные ленты «Когда ABBA приехала в Британию» и «Больше ABBA на BBC».