Ваш аккаунт активирован

Поздравляем! Ваш аккаунт активирован!

05.12.2016

Антон Касимов - «Исчезнувшие» ***

11.01.14 12:21 Раздел: Музыка Рубрика: Рецензии и обзоры
Антон Касимов - «Исчезнувшие» ***

2013 «Кабинетный учёный»

Антон Касимов - лидер екатеринбургской инди-группы «Невидимки, смотрящие на ботинки», продюсер серии сборников «Невидимая музыка», бывший пиар-менеджер некоторых рекорд-лейблов, друг Александра Пантыкина-младшего, сын свердловского писателя Евгения Касимова, лауреата литературной премии «Ясная Поляна» 2012 года. «Исчезнувшие» - первая книга Антона Евгеньевича. Отец выступил в роли редактора, художник Александр Шабуров оформил издание; в своё время эта парочка установила в Екатеринбурге первый в мире памятник Человеку-невидимке. Сразу нужно отметить безупречный дизайн книги и отсутствие опечаток, которым не часто могут похвастаться книги инди-музыкантов. Оформлены «Исчезнувшие» фотографиями советского Свердловска - тоже в какой-то мере исчезнувшего города, хотя эти пейзажи покажутся знакомыми каждому, кому сейчас за 30.

Антон Касимов сообщил мне, что после выхода книги многие прочитавшие потребовали от него продолжать литературное творчество. Автор, правда, несколько удручён тем, что заявок на продолжение музыкальной карьеры поступает существенно меньше. Это вполне можно совмещать, но я тоже, пожалуй, присоединюсь к числу тех, кому следующая книга Антона интереснее, чем очередной альбом «Невидимок, смотрящих на ботинки».

«Исчезнувшие» - повесть о детстве и юности поколения, родившегося в конце 70-х. Здесь много автобиографических подробностей, и вообще лирический герой очень похож на самого Антона, но это в данном случае несущественно, поскольку многие найдут в этих строчках свои собственные детские переживания и впечатления. В спокойном повествовании Касимова чуть ли не самым драматичным моментом оказывается падение гранёного стакана с большой высоты (и он при этом не разбился), ну, и история любви Коли Цоемана и «тургеневской девушки» Оли. Практически всё остальное время автор описывает счастливое советское детство - хоккей в дворовой коробке, первое знакомство с любимой музыкой, поездки к родственникам в Челябинскую область, переписка с Робертом Фишером... Ничего особенного, но при чтении эти образы становятся почти осязаемыми. Но главным «спецэффектом» оказывается контраст между обыденностью детского счастья и названием книги: читателю заранее известно, что это поколение стало жертвой социального эксперимента - готовили его к одной жизни, а бросили в совершенно другую.

Помните сцену из «Гостьи из будущего», где Алиса Селезнёва перед отправкой домой на сто лет тому вперёд рассказывает своим одноклассникам из 80-х, что ждёт впереди каждого из них? В интернете ходил переозвученный ролик на тот же видеоряд, где судьба милых школьников изменена на более реальную: вместо учёных и докторов им предстояло стать бандитами, проститутками и наркоманами. Горько, но похоже на правду: «нашей юности надежды» давно уже связаны с курсом «на успех», а не со скромным достойным существованием. А поколение «исчезнувших» столкнулось с тем, что перед ним не оказалось никаких ориентиров: даже неясно, что в их случае можно считать жизненным успехом - карьеру чиновника, что ли?

В середине книги лирический герой уже в нашем времени встречает погрузневшего Коли Цоемана, который абсолютно разочарован в жизни, несмотря на то, что всё, казалось бы, нормально складывается.

«- Это так странно, - сказал Коля. - Почему мы оказались здесь, вопреки нашим желаниям? Давай выбираться.

Мы вышли из брошенных дворов. Нам предстоял долгий путь домой». Так заканчивается повесть. Сам Антон Касимов, кстати, уволился со своих пиарщицких должностей и примкнул к «поколению дворников и сторожей» нового извода. Теперь можно писать новые книги и выбираться оттуда, где оказался вопреки юношеским желаниям.

Алексей Мажаев, InterMedia