Ваш аккаунт активирован

Поздравляем! Ваш аккаунт активирован!

10.12.2016
09.12.2016
08.12.2016

«Географ глобус пропил»: Рафтинг во сне и наяву ****

13.11.13 16:59 Раздел: Кино Рубрика: Рецензии и обзоры
«Географ глобус пропил»: Рафтинг во сне и наяву ****

Фильм «Географ глобус пропил» (Россия, 2013 г., режиссер Александр Велединский, в ролях - Константин Хабенский, Елена Лядова, Александр Робак, Евгения Брик, Анфиса Черных и др.) вышел в прокат 7 ноября 2013 года.

Экранизация, возможно, лучшего романа Алексея Иванова до поры до времени четко следует сюжету пермского писателя. Виктор Служкин (Константин Хабенский) - лишний человек, неудачник - в поисках смысла жизни и хоть какого-то оплачиваемого занятия устраивается работать географом в очень среднюю школу. Отношения ни с географией, ни со школьниками у новоявленного учителя не складываются. Впрочем, Служкин встречает проблемы с пофигизмом, граничащим с блаженностью. Так, он старательно устраивает личную жизнь собственной жены (Елена Лядова) с лучшим другом Будкиным (Александр Робак) и для проформы пытается ухлестывать за неизвестно как попавшей в школу и вообще в Пермь роскошной учительницей немецкого (Евгения Брик). Почти добившись от немки желаемого, Служкин позорно дезертирует в ванную, на всякий случай напиваясь там до потери сознания. К внутренней алкогольной эмиграции герой Хабенского вообще прибегает часто и охотно, в том числе и в ситуациях, мало к этому располагающих. Однажды в него влюбляется одна из учениц Маша Большакова (Анфиса Черных) - и небезответно. Однако если книжный Служкин рассказывает, что влюбился в школьницу, и очень терзается, то герой киношный ничего такого зрителям не сообщает и ведет себя с Машей не более странно, чем обычно. То есть он ее, конечно, любит, но ровно так же, как неверную жену, дочку, Будкина, душевных подруг, Пушкина, реку Каму и весь мир вокруг.

Действие фильма Александр Велединский перенес из 1990-х годов в наши дни. Благодаря этому важную роль в концовке сыграет камера смартфона. В итоге финал получился примитивнее, чем в романе, и это можно расценить как аллегорию того, что всё упростилось: там, где раньше была внутренняя работа души, теперь все чаще прикольные статусы в фейсбуке. Как бы то ни было, сегодняшнюю жизнь Велединский показывает с той степенью достоверности, какую нынче почти невозможно встретить в кинотеатре. Знакомые по десяткам отечественных сериалов гламурные интерьеры присутствуют только в эпизоде с нездешней Евгенией Брик, а всё остальное - усталое, обшарпанное и до боли знакомое. Тем, кто с советских времен мечтает посмотреть фильм про обычных нормальных людей, «Географ» такую возможность предоставляет - а заодно и объясняет, почему подобные картины в лютом дефиците: потому что крайне мало качественной литературы на эту тему.

Приметы XXI века вроде нечестных выборов, хитрожопых помощников депутата и рэпа в качестве саундтрека к посиделкам у костра не так уж важны на фоне вечных, непреходящих ценностей: помимо любви и всепрощенчества, это и мощная русская природа, и взаимоотношения старшеклассников. Подростки хотят казаться циниками со смартфонами и могут сколько угодно проверять на прочность учителя. Главное – что при этом они страстно рвутся в поход сплавляться по бурной реке, потому что любое поколение, каким бы оно ни казалось испорченным, инстинктивно отличает настоящее от наносного.

Константин Хабенский получил приз «Кинотавра» за лучшую мужскую роль, сыграв Служкина. Эпизод с качелями рифмуется с прыжком Янковского из «Полетов во сне и наяву». Еще Константина сравнивают с Далем - Зиловым из «Утиной охоты», но это, мягко говоря, преждевременно, ибо Хабенский здесь играет все тот же излюбленный типаж чудика, что в «Иронии судьбы-2» и каких-нибудь «Выкрутасах». Видимо, в стране так плохо с актерами, что героя пришлось старить лет на 10-12 в сравнении с книгой. Анфисе Черных респект за то, что менее чем за полфильма она вполне сумела убедить автора в том, что играет Машу Большакову (книжную Машу я представлял себе совсем не так). Вместе с тем настоящее удовольствие испытываешь от игры Елены Лядовой, которая одной ухмылкой способна изобразить вековые страдания русской женщины.

В отличие от книги, в фильме есть много дико смешных моментов и отличная песня «Его же посадят, его же посадят за мертвых детей», сочиненная подростками-актерами в порядке импровизации. А в какой-то момент фильма вы не сможете не задаться вопросом, кто композитор. Титров ждать не обязательно - это Алексей Зубарев.

Алексей Мажаев, InterMedia