Земфира – «Жить в твоей голове» ****
2013 «Яндекс.Музыка»
Альбом «Жить в твоей голове» стал доступен для прослушивания в ночь на 14 февраля 2013 года. С момента выхода предыдущего номерного альбома Земфиры – более чем неоднозначного «Спасибо» - прошло шесть лет. Новый диск появился, когда его почти перестали ждать, и сопровождался анонсами, в которых почти непременно употреблялось словосочетание «главная певица страны».
Собственно, «главных певиц» в стране две, и обе как-то давно не балуют страну работоспособностью и актуальными хитами. Алла Пугачева давно ушла со сцены, хотя и осталась важным персонажем индустрии «звезд»: домохозяек по-прежнему возбуждают известия из ее семейной жизни и фотографии замка ее юного мужа, а вот возрождение примадонниных «Рождественских встреч» вызвало прискорбно низкий резонанс. Главное, никаких новых интересных песен там не прозвучало. Земфира же по-прежнему очень важна для тех, кто помнит наизусть два ее первых альбома. Некоторых поклонников, правда, та инъекция гениальности так подкосила, что они заставили себя полюбить и пластинку «Спасибо». Яростно культивируемую социопатию Земфиры, которая за шесть лет устроила концертные туры не более трех раз, эта публика с удовольствием спутала с перфекционизмом. В целом же ситуация исчерпывающе описывается фразой: «У меня есть невеста, только она об этом не знает». Певица выступает раз в два года, еще реже выдает странные синглы, никак и никогда не реагирует на ситуацию в стране, поддерживает с поклонниками одностороннюю связь – и продолжает считаться лучшей? ОК. В России такое действительно возможно.
14 февраля состоялись своеобразные выборы лучшей певицы из двух предложенных. Почему не предлагали других, действующих и интересных публике? Не в традициях России, видимо. Что ж, на этих выборах Земфира положила Аллу на обе лопатки. «Яндекс.Музыка» побил собственные рекорды прослушиваний, социальные сети запестрели первыми рецензиями уже через час после появления альбома – это была трудная ночь для френдов музыкальных критиков, как пошутил кто-то в ленте. Автора этих строк ночная истерия чуть не отвлекла от просмотра эпического матча между «Реалом» и «Манчестером». Впрочем, вопроса, с чего начинать следующее утро, в любом случае не возникло.
Главная не главная, но только очень важная певица могла вызвать такое единодушие и такую степень любопытства к ее нежданной новинке. Диск в первый же день послушали более-менее все – и мало кто удержался либо от пространной рецензии, в которой «Жить в твоей голове» почему-то сравнивали с группой Queen, либо от ценного замечания в стиле «я лично считаю». Но все эти рецензии, да и вообще восприятие Земфиры в качестве «главной певицы страны» уже не имеют прямого отношения к личности артистки и даже к ее талантам. Новый альбом, ажиотаж вокруг него, обилие оценок – это не Земфира, это вопрос соответствия тому, чего мы от нее ожидаем. «Спасибо» обескураживал, потому что убедить себя в том, что именно этого мы хотим услышать от певицы, было крайне сложно. «Жить в твоей голове» показался куда более удачным, потому что позволял каждому засунуть Земфиру в придуманную для нее систему координат. Новый альбом, конечно, лучше предыдущего. Две ранее обнародованные песни почему-то выглядят на нем нелепо-чужеродными. В приоритете – тихие, личностные композиции, тексты которых наверняка заставят впечатлительных девушек полюбить «Зёму» пуще прежнего. Артистка не скрывает своей любви к музыке Radiohead, очень мило владеет вокальным аппаратом, и иногда выдает мощные с мелодической точки зрения фрагменты – припевы «Кофевино», «Горы» и «Кувырка», «Жить в твоей голове», «Чайка». Обращает на себя внимание также настоящий плач по покойнику «Похоронила» - но он известен по саундтреку к фильму про смерть «Последняя сказка Риты», в связи с чем звучит не так резко, как хотелось бы.
А больше про песни альбома сказать как бы и нечего. Они определенно неплохи, но ни один из треков не то чтобы объединил страну, но даже не выглядит бесспорным хитом. Почти любая композиция будет неплохо выглядеть на радио, но только в сравнении с соседками по эфиру, а не сама по себе. Через две недели после бессонной ночи и бурных обсуждений об альбоме «Жить в твоей голове» уже никто не вспоминал – запоздавшие рецензии, появившиеся в тормозимых типографским циклом журналах, встречаются с некоторым недоумением, альбом не вызывает желания себя переслушать, и никакие песни с него не играют в голове. Для поддержания многолетнего мифа этого явно мало. Не хватает только официального заявления Земфиры: «Прошу уволить меня из главных певиц страны. Пусть Пугачева отдувается, ей это больше по душе». Невеста узнала о самопровозглашенном женихе, но предпочла остаться незамужней.
Алексей Мажаев
Юрий Башмет проведет в Ярославле XVI Международный музыкальный фестиваль
XVI Международный музыкальный фестиваль пройдет с 1 по 9 мая 2024 года в Ярославле и городах Ярославской области. Фестиваль будет проводиться под артистическим руководством народного артиста СССР, члена совета Российского союза правообладателей (РСП) Юрия Башмета.
В этом году на фестивале выступят Симона Кермес (сопрано, Германия), Вадим Репин (скрипка), Борис Березовский (фортепиано), Александр Рамм (виолончель), Ксения Башмет (фортепиано), Валерия Абрамова (скрипка), актеры театра и кино Евгений Миронов, Александра Урсуляк, Илья Шакунов, Полина Агуреева, Максим Литовченко, ансамбль «Хуун-Хуур-Ту» (Тыва), Кубинский квинтет саксофонов, Bolivar Brass Quartet (Венесуэла) и другие. Сам маэстро Башмет также примет участие как в качестве солиста, так и в качестве дирижера двух своих коллективов: Государственного симфонического оркестра «Новая Россия» и лауреата премии «Грэмми» камерного ансамбля «Солисты Москвы».
Гала-концерт открытия фестиваля состоится 1 мая на сцене Ярославской филармонии. В программе открытия сочетаются как старинная, так и музыка XX века. В частности, арии Генделя, Броски и Порпоры прозвучат в исполнении королевы Барокко – немецкой певицы Симоны Кермес, также в этот вечер прозвучит «Итальянская сюита» из балета «Пульчинелла» на темы Дж. Перголези Стравинского (солист – Александр Рамм, виолончель), Три каприса для скрипки с оркестром Н. Паганини – Э. Денисова в исполнении Валерии Абрамовой, и редко исполняемый Концерт для фортепиано и струнных Шнитке (солистка Ксения Башмет). В завершение концерта прозвучит величественный Magnificat Вивальди с участием Филармонической хоровой капеллы «Ярославия». Весь вечер на сцене – камерный ансамбль «Солисты Москвы» под руководством маэстро Башмета.
2 мая Фестиваль традиционно навестит Рыбинск: во дворце культуры «Вымпел» маэстро Башмет и камерный ансамбль «Солисты Москвы» представят программу из сочинений Вивальди, Россини и «Воспоминаний о Флоренции» П.И.Чайковского.
3 мая в Ярославле выступит духовой ансамбль Bolivar Brass Quartet (Венесуэла). Сам маэстро Башмет в тот же вечер выступит в Доме культуры пос. Пречистое.
4 мая на сцене Российского государственного академического театра драмы имени Ф.Волкова будет поставлен спектакль-концерт «Рождение человека» по рассказам Максима Горького и произведениям Эдварда Грига в исполнении знаменитых артистов театра и кино Евгения Миронова и Александры Урсуляк. Участие в музыкально-литературном вечере в постановке Марины Брусникиной принимают камерный ансамбль «Солисты Москвы» под управлением маэстро Башмета и фольклорный ансамбль «Комонь».
Традиционный вечер этнической музыки пройдет 5 мая и в этом году будет представлен этно-ансамблем «Хуун-Хуур-Ту» (Тыва).
7 мая в Театре Волкова – премьера: спектакль «Соборяне. Картины русской жизни» по Николаю Лескову. Это совместный проект Зимнего международного фестиваля искусств и Московского драматического театра имени Н.В.Гоголя. Режиссер-постановщик – заслуженная артистка России Полина Агуреева. Полноценным участником спектакля также является камерный ансамбль «Солисты Москвы» под руководством народного артиста СССР Юрия Башмета.
8 мая на сцене Ярославской филармонии состоится вечер джаза, который проведет Кубинский квинтет саксофонов.
Гала-концерт закрытия фестиваля состоится 9 мая. Среди его участников –солисты Вадим Репин (скрипка) и Борис Березовский (фортепиано), а также Государственный симфонический оркестр «Новая Россия» под управлением маэстро Башмета.
Традиционно большое внимание на фестивалях маэстро уделяется образовательным проектам. Так, получит свое развитие Международная духовая академия, в рамках которой уже в восьмой раз в Ярославле пройдут мастер-классы по медным и деревянным духовым инструментам, а также пройдет мастер-класс Симоны Кермес по барочному пению. В рамках фестиваля уже в шестой раз пройдет Школа молодых журналистов, освещающих события культурной жизни и академического искусства в региональных СМИ.
«Мажора в Сочи» покажет Первый канал
Телевизионная премьера фильма «Мажор в Сочи» состоится на Первом канале 30 апреля 2024 года. Его действие происходит после событий четвёртого сезона сериала «Мажор».
Главный герой Игорь Соколовский (Павел Прилучный) и его дочь Соня (Виталия Корниенко) переезжают из Москвы на юг, чтобы начать новую жизнь. В Сочи у них появился свой семейный бизнес — эко-отель. Но ещё до открытия всё идёт наперекосяк. Вначале в гостинице устраивают погром, затем Соколовский наткнётся на местного мажора и перейдёт дорогу сочинскому воротиле, который планирует снести целый жилой квартал, чтобы построить на его месте винодельню.
В фильме режиссера Никиты Власова также снялись Павел Чинарёв, Роман Евдокимов, Павел Майков, Елена Полякова, Елизавета Шакира, Владимир Афанасьев, Борис Дергачёв и др.
Премьера «Мажора в Сочи» состоялась в онлайн-кинотеатре «Кинопоиск» в декабря 2022 года.
Эфир в 21.35.
Рецензия на клип Jony «Мне не больно»: Главное, чтобы костюмчик сидел
2024, Jony.
Оценка: 7 из 10.
Певец Jony назвал сингл «Мне не больно» самой сложной по структуре из своих композиций. По его словам, произведение было написано в депрессивном состоянии, но оно должно помочь слушателям освободиться от негативных эмоций. Песня действительно непростая: там есть и речитатив, и элементы арт-рока, и восточный колорит, причём одно с другим не смешивается, а переходит с разной степенью плавности. Артисту песня действительно могла помочь справиться с нервозностью: ну знаете, когда выговоришься или проорёшься, а то и поплачешь – становится легче. Насчёт слушателей не уверен: артист будто предлагает аудитории погрузиться в его состояние и вместе из него выходить – но зачем же специально вгонять себя в депрессию? Как бы то ни было, «Мне не больно» отчасти разрушает миф о Jony как о сладкоголосом сердцееде. Здесь он сознательно выходит из этого образа и делает слушателю если не больно, то неуютно.
Визуализировать эту историю взялся режиссёр Эльвин Фомин. Идея клипа – в том, чтобы избавиться от некой вещи, которая приносит тебе проблемы. Избавиться, отпустить, похоронить – и жить дальше. Но в реализации этой идеи артист и клипмейкер, на мой взгляд, слегка перестарались.
В первых кадрах с Jony, который и так стоит в изысканном костюме, портной снимает мерки. Долго, подробно, вдумчиво. После этого камера переносится в мрачный тёмный лес, где Jony, одетый в кожаный плащ, под дождём роет могилу. Не просто яму, потому что получившееся отверстие весьма широко и глубоко. Тут поневоле вспоминается первая сцена клипа и закрадывается мысль: так вот зачем снимали мерку! Исходя из этого, получается, что в могилу должен улечься сам Jony. Потомив зрителя ещё несколько секунд, артист втаскивает в кадр гроб… который при ближайшем рассмотрении оказывается внушительных размеров сундуком. После неких манипуляций с ключом сундук оказывается на дне ямы, и Jony, угрожающе танцуя с лопатой, его старательно закапывает, а потом разравнивает землю вокруг «могилы».
В следующем кадре он уже в ателье у портного, надменно смотрит на тот самый ключ и смахивает его в ящик стола – где, кажется, уже скопилась коллекция подобных ключей. Избавившись от сундука и лопаты, Jony в новом костюме горделивой поступью выходит на балкон, вероятно, своего дворца и осматривает владения. В конце зрителю ещё зачем-то объясняют, что в громадном сундуке были захоронены скромных размеров часы. Всё это должно символизировать обнуление после избавления от негативных эмоций и воспоминаний, но снято настолько прямолинейно и высокопарно, что клипу не хватает титра с дисклеймером: «Не пытайтесь повторить – может не сработать».
Алексей Мажаев, «ИнтерМедиа»