Ваш аккаунт активирован

Поздравляем! Ваш аккаунт активирован!

09.12.2016
08.12.2016
07.12.2016

«Маньяк»: Какой-то вы маньяк несексуальный *

22.02.13 12:31 Раздел: Кино Рубрика: Рецензии и обзоры
«Маньяк»: Какой-то вы маньяк несексуальный *

Пресс-показ триллера «Маньяк» (Maniac, США, Франция , 2012, режиссер Франк Халфун, в ролях – Элайджа Вуд, Нора Арнезедер, Фридом, Лиэн Балабан, Сэмми Ротиби, Морган Слемп) состоялся в кинотеатре «Октябрь» 18 февраля.

Фрэнк (Элайджа Вуд) держит магазинчик винтажных манекенов. Эти бездушные куклы – его единственная компания, ведь он так застенчив и одинок. А еще в детстве он неоднократно видел, как его мать занимается сексом с незнакомыми мужчинами, это нанесло ему глубокую Психологическую Травму, поэтому ночами он выходит на охоту – снимать скальпы с особо понравившихся ему девушек. 

Просто так с девушками общаться он не может, Психологическая Травма заставляет его блевать всякий раз, когда он слышит, на первый взгляд, невинный вопрос: «А у тебя есть девушка?» На самом деле, есть. И не одна. Ведь скальпы Фрэнк присобачивает стэплером к манекенам, после чего валяется с ними в кроватке, не обращая внимания на навязчивое жужжание роя мух.

Впрочем, в его «размеренной» жизни внезапно появляется француженка Анна (Нора Арнезедер), которая – вот это совпадение! – делает арт-объекты с участием манекенов. Фрэнк мечется между своей любовью к Анне, ревностью и маниакальными позывами, ведь скальп у блондинки Анны весьма аппетитный.

«Маньяк» Галфуна – модифицированный ремейк не самого известного одноименного хоррора 1980 года выпуска, запомнившегося современникам и поклонникам жанра разве что виртуозной работой мастера по спецэффектам и гриму Тома Савини. «Маньяк» версии 2012 года – не обычный бездушный ремейк культового фильма ужасов, которых в последнее время развелось видимо-невидимо. Он выполнен с претензией на артхаусность и новое слово в жанре (неослэшер, например?), а его создатели явно неоднократно смотрели «Драйв» Виндинга Рефна.       

Повествование в «Маньяке» ведется от первого лица. В прямом смысле слова. То есть, собственно, физиономия Вуда (этого невинного создания с широко распахнутыми голубыми глазами, эдакого Фродо, вынужденного изображать Нормана Бейтса) попадает в кадр, только когда он смотрится в зеркало.

Зато в кадре постоянно крупным планом маячат ободранные лапищи главного героя (на руки Элайджи Вуда можно было обратить внимание еще во «Властелине колец», но откуда в Средиземье мастера маникюра?). Впрочем, кровь, запекшаяся под ногтями, нашего маньяка (а также встречающихся с ним девушек) совершенно не парит – он пренебрегает перчатками, а также налево и направо оставляет ДНК на месте преступления. Полиция в Лос-Анджелесе известна своей абсолютной тупостью, поэтому появляется лишь под занавес фильма.

Проблема нового «Маньяка» не в его исключительно жестоких и неприятных сценах насилия (чем можно удивить современного зрителя? Разве что третьей частью «Человеческой многоножки»). И не в абсолютном мискасте – Элайджа Вуд уже изображал коротко стриженного «крутого парня» в «Хулиганах», но, боимся, из амплуа милашки-нытика, пробуждающего у женской части аудитории материнские инстинкты, ему уже не выбраться.

Дело даже не в том, что, поскольку повествование ведется натурально, из головы маньяка, зрителю приходится отождествляться с ним, его образом мышления, его больной логикой. Проблема – не в глупости отдельных сценарных изысков (кстати, один из авторов сценария – режиссер Александр Ажа), а в неумеренном пафосе и претензиях.

В самом деле, все то, что может показаться, гм, симпатичным в «Маньяке», - операторская работа (с постоянной расфокусировкой и размытостью по краям, милыми неоновыми огоньками и пустынными улицами, автостоянками, станциями метро), а также синти-поп-саундтрек, отсылающий к 80-м, – все это уже было в модном и получившем фестивальное признание «Драйве» Рефна. Впрочем, если вам вдруг отчаянно захотелось почувствовать сильное – до тошноты – отвращение, смело покупайте билет на «Маньяка».