Ваш аккаунт активирован

Поздравляем! Ваш аккаунт активирован!

09.12.2016
08.12.2016
07.12.2016

«Матч»: простой фильм о великой войне *****

20.04.12 15:07 Раздел: Рецензии и обзоры Рубрика: Рецензии и обзоры
«Матч»: простой фильм о великой войне *****

Пресс-показ драмы «Матч» (Россия-Украина, 2012, режиссер – Андрей Малюков, в ролях Сергей Безруков, Елизавета Боярская, Эдуард Безродный, Екатерина Климова, Дирк Мартенс, Александр Крыжановский, Александр Кобзарь, Сергей Романович, Игорь Гнездилов, Никита Тезин) состоялся в кинотеатре «Формула кино Сити» 20 апреля.

1941 год. Знаменитое киевское «Динамо» только что вынесло в одну калитку спортивный клуб Красной Армии. Ликующий вратарь Николай Раневич прилюдно обнимается со своей любимой, недавно ушедшей к нему от футболиста из конкурирующей команды. Тихая любовная сцена в комнате коммуналки. «Жена ты мне теперь», шепчет вратарь. Впереди нормальные человеческие планы – съезжаться, расписываться, заводить детишек и так далее. А на дворе 21 июня 1941 года. На следующее утро в Киев медленно и как бы издалека вползает война. Киевское «Динамо» - не из героизма, а потому что так положено - в полном составе идгт записываться добровольцами. Попадает на передовую. Попадает в плен. Попадает в лагерь. И там, в лагере, начинает играть в футбол. Из лагеря команда, переименованная в «Старт», вновь попадает в Киев – теперь уже оккупированный вермахтом, увешанный свастиками, спешно очищаемый от евреев и пациентов психбольниц, которых ведут на расстрел вчерашние учителя и слесаря, надевшие желто-голубые повязки и с разной степенью успешности перешедшие на поощряемую оккупантами «украиньску» самоидентификацию. Что делать в этом перевернувшемся мире простым ребятам? Как ни странно – лучшее, что они умеют. Играть в футбол. И они, по большому счету, не виноваты в том, что в какой-то момент их игру такие же простые киевляне начали воспринимать как борьбу с полицаями и фрицами. И фрицы – тоже...

Фильм «Матч» - нагло незатейлив. В этом его будут упрекать практически все записные культуртрегеры – и именно в этом его главное художественное достоинство. Здесь всё написано большими и понятными буквами – без следов арт-хауса, без стильной игры «под довоенное кино», без неоднозначности персонажей. По одной простой причине: во время войны не бывает никакой неоднозначности.

В фильме «Матч» очень незатейливый «любовный квадрат» - героиня и трое мужчин, которые ее любят и пытаются завоевать, как умеют. В фильме «Матч» очень незатейливые положительные герои – вернее, совсем даже ни разу не герои, а обычные люди, которые просто любят играть в футбол и хотят жить по-человечески. Только им не дают. В фильме «Матч» очень незатейливая расстановка акцентов: оккупация – это плохо, предательство – это тоже плохо, а спасение людей – это хорошо.

Фильм «Матч» незатейлив ровно настолько же, насколько незатейлив был выбор у футболистов реального «Старта» в летом 1942 года, когда перед началом матча с немецким «Флакэльфом» их убедительно предупредили: не проиграете – будет плохо. Киевские динамовцы (и в жизни, и в фильме) поняли, что по-настоящему «плохо» - это совсем не то, чем грозятся немцы. А по-настоящему плохо – это проиграть и уйти с поля на глазах у окончательно побежденного Киева, чтобы дальше работать на фашистов на хлебозаводе.

И вот эту простую историю – об одной из многочисленных, страшных, но всё равно великих побед нашей великой войны – «Матч» рассказывает совершенно незатейливо. За что ему спасибо.

Виктор Мараховский, InterMedia