Ваш аккаунт активирован

Поздравляем! Ваш аккаунт активирован!

09.12.2016
08.12.2016
07.12.2016

«Дом»: семейные ценности патриарха Шаманова ****

31.10.11 11:56 Раздел: Рецензии и обзоры Рубрика: Рецензии и обзоры
«Дом»: семейные ценности патриарха Шаманова ****

Показ фильма «Дом» (Россия, 2011, режиссер - Олег Погодин, в ролях – Сергей Гармаш, Богдан Ступка, Екатерина Редникова, Владимир Епифанцев, Лариса Малеванная, Петр Зайченко, Иван Добронравов, Игорь Савочкин) состоялся 28 октября в кинотеатре «Фитиль».

В огромном и с виду неприступном доме посреди степи живет большое и на первый взгляд дружное семейство, можно сказать, клан Шамановых. Глава семейства Григорий (Богдан Ступка) – настоящий тиран и самодур, патриарх, насаждающий «домостроевщину», его супруга Надежда Петровна (Лариса Малеванная), как это свойственно женщине и матери, пытается смягчить гнев мужа.

Сын Сергей (Владимир Епифанцев) беснуется от накопленной силищи и мечтает вырваться в Москву (не в последнюю очередь за тем, чтобы «вдуть» поп-группе «Блестящие»), младший сын также планирует побег из этого душного дома, от этой «батьковщины». Спивается химик Игорь (Глеб Подгородинский), его жена – молодая Наталья Шаманова (Екатерина Редникова) – встречается с другим. Некоторым удалось бежать: москвичка Тамара Шаманова (Евгения Дмитриева) замужем за популярным телеведущим Ройтманом (Александр Назаров), а родной брат Григория (Петр Зайченко), влиятельный партработник с женой-«гороношницей», строит свою жизнь по другим принципам.   

Все эти колоритные персонажи собираются вместе на столетний юбилей самого старшего члена семейства, полуслепого и парализованного. И тут внезапно, без предупреждения, в дом после 25 лет отсутствия возвращается старший сын Виктор (Сергей Гармаш), известный в криминальном мире авторитет, по следу которого послана группа профессиональных убийц.

«Дом» Олега Погодина – своеобразный парафраз «Торжества» Томаса Винтерберга, перенесенный на русскую почву. В центре фильма – масштабный семейный праздник, а все присутствующие начинают на повышенных тонах, с битьем посуды, под «Не сыпь мне соль на рану» Добрынина из мощных колонок, выяснять отношения друг с другом, пока все не разрешается неожиданной кульминацией. Местами – раскрытием характеров героев и мотивации их поступков, общим психологизмом – «Дом» напоминает даже работы канадца Дени Аркана («Нашествие варваров») или незабвенный «Гараж» Эльдара Рязанова.

Вот только зрители чуть ли не с первой минуты знают, что киллеры взяли след Виктора, и над Шамановыми нависла смертельная угроза. Именно привкус этой угрозы постоянно преследует зрителя даже в самых, казалось бы, идиллических моментах, когда персонажи вспоминают детство, ребяческие шалости, игры, над ними висит это почти осязаемое предупреждение – memento mori.

«Дом» более чем удался. Несмотря на излишне лаконичное, затасканное телевидением и незапоминающееся название, безликий постер и неудачный трейлер, «Дом» точно попадает в десятку лучших отечественных фильмов этого года. Ради музыки авторства Эдуарда Артемьева и потрясающих донских пейзажей, снятых оператором Антуаном Вивас-Денисовым, стоит посетить кинотеатр.

И да, предупреждаем, что развязка картины, как будто снятая специально приглашенным для этой цели Джоном Ву, шокирует даже самых закаленных зрителей.

Денис Шлянцев, InterMedia