«Чертово колесо инженера Ферриса» - «Wanna Ride?» ****
«Союз мьюзик»/«Восход». Релиз диска состоялся в октябре.
Когда не существовало интернета, а независимая музыка, как и сейчас, была в подполье, информация о новых группах зачастую доходила до потребителя раньше, чем собственно их песни. Журналисты-энтузиасты, рок-дилетанты, Артемий Троицкий и даже некоторые почуявшие ветра перемен кандидаты искусствоведения торопились написать добрые просветительские статьи о выходящих из подвалов дворниках и сторожах с гитарами, развешивая музыковедческие ярлыки и сетуя на отсутствие у героев консерваторского образования. Иногда эти заметки удавалось прочитать задним числом, уже после знакомства с творчеством музыкантов – и тогда оставалось только удивиться тому, что «Наутилус Помпилиус» критики причислили к пост-панку. А ведь чаще бывало наоборот: прочтешь, что «ДДТ» и «ЧайФ» играют ритм-энд-блюз – и некоторое время в это веришь.
Без экскурса можно было обойтись, если бы нынешняя ситуация с музыкальным просвещением масс чем-то отличалась от вышеописанной. Нюансы изменились – сейчас, прочитав о ком-то в интернете, не надо бегать, искать и переписывать кассеты, а можно прямо тут же все это и послушать. При всей как бы униженной роли музыкальной прессы она продолжает выполнять важную социальную функцию – помогает ориентироваться в потоках информации, от которых иногда хочется просто закрыться, чтобы не захлебнуться. Кандидаты искусствоведения от инди-музыки дистанцировались, но критики, блогеры, энтузиасты и Артемий Троицкий продолжают жечь глаголом. От этого глагола, а чаще от прилагательного во многом зависит, будет ли нажата кнопка play в том или ином случае.
Как видно из двух предыдущих абзацев, Артемий Троицкий по-прежнему в строю: хотя теперь он просвещает общество не только в области запрещенной музыки, слово его по-прежнему ценно. Вот что он сообщил про группу «Чертово колесо инженера Ферриса», она же Ferris Wheel: «Ferris Wheel - единственная из наших групп, может быть, за очень редким исключением Padla Bear Outfit, которая продолжает традиции Майка Науменко. А Майк - мой любимый русский рок-н-ролльщик. Но если у Арсения из Padla Bear Outfit уклон в сторону панка, то у «Чертова колеса» чистая рок-н-ролльная и психоделическая «майковщина»...» После таких рекомендаций никаких сомнений по поводу нажатия кнопки воспроизведения уже не было.
Остаток рецензии можно было бы посвятить поискам в альбоме «Wanna Ride?» хоть каких-то отголосков творчества группы «Зоопарк». Увы, кроме иронии и стократно усиленного цинизма, родственных связей с текстами Майка, не говоря уже о музыке, у инженера Ферриса заметить не удалось. Так что, если встретите Троицкого, уточните у него, что же он имел в виду. А впрочем, не важно, ведь первая русскоязычная пластинка группы оказалась замечательной и безо всякой связи с русскороковыми якобы предтечами. Но если все же говорить о влияниях, то «Чертово колесо инженера Ферриса» одновременно похоже на «Нож для фрау Мюллер»/«Мессерчупс», группу «Барто» и московских экспериментаторов вроде Вивисектора и иже с ними. С «ножичками» наших героев роднит как инфернально-порнографическая обложка, так и жутковатая тематика песен; у Кострова-Гитаркина в силу инструментальности их музыки ужасы не заходили дальше названий композиций и вздохов маленьких привидений в треках – здесь же авторы не стесняются проговаривать свои кроваво-мизантропические фантазии: «Смерти, снятые на пленку, обнаженка, расчлененка, чем еще развлечься ночью парню моих лет?» В отличие от «Барто», «Феррису» плевать на политику, зато уместно и качественно матерящаяся девушка украшает и его песни. Другое само по себе украшение – веселый, уверенный, хамоватый баритон солиста, великолепно соответствующий электро-роковому сайкобилли группы. Альбом «Wanna Ride?» - танцевальный, поэтому некоторые тексты просто не успеваешь воспринять всерьез, а жаль, местами за эпатажем замаскирована глубина, а то и бездна. Уже приходилось прочесть предположение, что пластинка идеально подходит для дискотеки в аду. Но поскольку туда нам еще рановато, остается порекомендовать треки «Химеры и демоны», «Покажи мне свою масть», «Сегодня сам дьявол танцует с тобой» и «Дыхание смерти» для танцулек на этом свете: под них кровь или хотя бы пот на танцполе будут пролиты не зря.
Алексей Мажаев, InterMedia
«Серебро» - «Перепутала» ****
2015, «Монолит»
Группа «Серебро» как-то активизировалась и бомбардирует слушателей синглами – видать, не за горами большой релиз. Хотя полнометражные альбомы выпускать ни к чему, если каждая новая песня, сопровождаемая провокационным клипом, будет вызывать большой резонанс – а ведь «Серебро» и их продюсер Максим Фадеев хорошо знают, как его устроить.
Вышло так, что сначала я послушал сингл «Перепутала» - и он показался мне не более чем милой среднетемповой песней с относительно запоминающимся припевом и типичной девичьей любовной лирикой, в создании которой неплохо поднаторела солистка и соавтор Фадеева Ольга Серябкина. Ну а уже потом я ознакомился с клипом на эту песню.
Что тут сказать: вне видеоряда песня работает процентов на 30 и кажется вполне проходной. Но клип нужно посмотреть как можно быстрее – мало ли что взбредёт в голову коллективному Человеку Запрещающему; там, где здравомыслящий зритель увидит красивых девок с необычной тягой к чёрному юмору, охранитель непременно узреет пропаганду суицида и агрессивную сексуальность. Гармоничным фоном к видеоклипу, от которого невозможно оторвать глаз ни «разрешителю», ни «запретителю», служит песня «Перепутала». С этой картинкой она неумолимо оккупирует мозг, и, услышав её где-нибудь, вы, может, и не сразу вспомните, кто поёт, но обрадуетесь песне, как родной. Но только в таком порядке: без видео – необязательный трек, с видео – хит сезона.
Алексей Мажаев,InterMedia
Витас доверил создание клипа на песню «Мне бы в небо» поклонникам
Витас запустил конкурс для поклонников на создание авторской версии видеоклипа «Мне бы в небо». Весной этого года артист снял клип на эту песню с певицей Ксеноной, с которой они ее исполняли дуэтом, и музыканты остались довольны результатом. Однако сейчас перед релизом нового альбома Витаса «Мне бы в небо» подготовлена соло-версия песни, и певец предложил всем творчески заинтересованным людям сделать свою версию клипа именно на ее сольный вариант.
Творения поклонников Витас будет отсматривать сам. В свой день рождения он выберет победителя из числа претендентов и возьмет его с собой на концерт в Пекине с новой программой «Скажи, что ты любишь», который состоится в будущем году.
«Иван Купала» - «Родина» ****
«Яндекс.Музыка». Релиз диска состоялся в июле.
«Получилось, что мы не появлялись с новыми песнями более семи лет, - объяснял «спикер» «Ивана Купалы» Алексей Румянцев, когда работа над «Родиной» вышла на финишную прямую. - Во многом это связано с тем, что в нашем случае работа над новыми песнями, работа над новыми альбомами, она достаточно трудна. Проводится очень тщательная реставрационная работа, которая позволяет нам получать фольклорные записи в том качестве, в котором они пригодны для использования в наших треках. Такой процесс, к сожалению, отнимает очень много времени и с каждым новым разом, с каждым новым альбомом количество затраченного времени, к сожалению, увеличивается в геометрической прогрессии. В таких трудах как-то очень быстро и незаметно пролетело семь лет, и наконец-то альбом готов». После этого оптимистичного разъяснения прошла еще пара лет, и «Родина» наконец-то вышла. В кропотливом творческом подходе «купальцев» со времен премьеры «Костромы» (1999) мало что изменилось – но как же поменялся ландшафт вокруг! Когда аутентичная этно-музыка в электронном обрамлении дебютировала в конце «лихих 90-х», это интересовало всех. «Наше радио» утянуло песни «Купалы» в свою норку, MTV с помощью группы облагораживало эфир на фоне киркоровых и рук вверх, новость о появлении концертного состава обошла едва ли не первые полосы газет, а уж о возрождении национальной культуры с помощью «Ивана Купалы» не кричал только ленивый… Музыканты, будь они чуть поразговорчивее, могли бы стать мега-звездами и не сходить с обложек, даже не слишком стараясь записывать новые альбомы. Но они предпочли на десяток лет уйти в себя и углубиться в творчество – чтобы выплыв с «Родиной», обнаружить, что теперь это искусство здесь мало кому интересно, а главной музыкальной новостью за полгода является 40-секундный танец на месте бывшего бассейна.
Не будем здесь вспоминать о «возрождении национальной культуры» - уж больно сильную зевоту вызывает это словосочетание. Не будем ругать 90-е: как минимум, по степени любопытства ко всему новому и необычному они дадут большую фору нынешнему и прошлому десятилетиям. «Иван Купала» стал жертвой двух крайностей: сначала их подняли даже на те щиты, на которые они и не думали взбираться. А сейчас на все их эксперименты взирают с пресыщенным равнодушием. И MTV давно не интересуется музыкой, и аутентичный фолк вернулся в культурные резервации. Туда же со своим новым альбомом отправился и «Иван Купала».
При нормальном состоянии умов, страны и шоу-бизнеса возвращение группы стало бы, может, и не триумфальным, но заметным, а кропотливость и перфекционизм только добавил бы к ним уважения. «Иван Купала» - крепкий проект, удачно нашедший свою нишу и с каждым альбомом звучащий все интереснее и профессиональнее. Великолепна обложка «Родины»: летящий в небе домик с клочком земли – прекрасная метафора здорового отношения к корням. Фольклорное пение бабок дополнено на пластинке фрагментами народных сказок в их же исполнении. Голоса вокалисток, кстати, весьма напоминают те, что произвели такой фурор во времена «Костромы»; даже если бабушки другие, это не отменяет гуманистического посыла: пусть старушки живут долго и записывают с «Иваном Купалой» еще десяток альбомов. Что касается аранжировочных приемов, то они стали гораздо разнообразнее: после радости узнавания быстро приходит понимание, на что, собственно, было «незаметно» потрачено десять лет. У «Купалы» появились и восточные мотивы (см. «Балабай» или «Гамелан»), и много музыки a la Enigma, и просто сами по себе сильные мелодии. А такие треки, как «Коток», «Жито», «Лося» и «Родина», были бы уместны и звучали бы свежо и красиво на волне практически любого формата.
Алексей Мажаев, InterMedia
.jpg)