Ваш аккаунт активирован

Поздравляем! Ваш аккаунт активирован!

07.12.2016
06.12.2016

«Сердца бумеранг»: сплошная меланхолия ***

03.07.11 19:59 Раздел: Рецензии и обзоры Рубрика: Рецензии и обзоры
«Сердца бумеранг»: сплошная меланхолия ***

Пресс-показ драмы «Сердца бумеранг» (Россия, 2011, режиссер - Николай Хомерики, в ролях - Александр Яценко, Клавдия Коршунова, Наталья Батрак, Павел Петров, Игорь Волков, Александр Ильин, Рената Литвинова, Михаил Евланов, Алиса Хазанова) прошел в кинотеатре «Художественный» 29 июня в рамках основного конкурса 33-го ММКФ.

Поликлиника, над экраном электрокардиографа склонились озабоченные врачи – они такого еще не видели. Пациент (Александр Яценко), не торопясь, одевается, врач что-то пишет. Вот они уже стоят у окна, и нервно курящий в окно доктор сообщает молодому человеку о том, что он вообще-то совершенно здоров, но в любой момент может умереть – такая вот у него редкая болезнь сердца. Пораженный (правда, никаких эмоций герой не выражает) новостью, юноша долго бредет куда-то по коридору, пьет водку на дискотеке, приходит пьяным домой и ложится спать. Вроде бы его жизнь никак не изменилась – работа, быт, девушки. Но постепенно мысли о возможной смерти все глубже одолевают не привыкшие к большим умственным нагрузкам мозги.

Вообще, то, что все люди и без всяких редких болезней подвержены внезапной смерти, не секрет – каждому, грубо говоря, может вдруг упасть на голову кирпич. Когда в примитивном человеке пробуждается склонность к экзистенциальной рефлексии, и он вдруг осознает, как сказано в другом недавнем российском арт-хаусном фильме «Плохой и нехорошая», что «мы зря тратим время нашей жизни», это может привести к самым непредсказуемым последствиям. Для своего третьего фильма Николай Хомерики, один из самых заметных представителей «новой русской волны», собрал блестящий актерский ансамбль – чего стоит только дуэт Александра Яценко и Клавдии Коршуновой, одних из лучших актеров своего поколения. Несомненно, у Хомерики было все, чтобы сделать настоящее кино, – профессионализм и мастерство, необходимая техника и бюджет. Не было, похоже, только идеи – о чем снимать. Рассказ об этом фильме неизменно превращается просто в описание его отдельных кадров – вот герой сидит за столом и ест (пять минут). Героиня сидит за столом и курит (пять минут). Герой встречается с другом и обсуждает парой фраз пиво и куда пойти развлечься. Едет в кабине поезда и слушает рассуждения напарника о новом супермаркете, куда тот ездил на выходных с женой. Встречается с девушкой и не знает, что с ней делать. Встречается с другой девушкой и тоже не знает, что с ней делать. Встречается с третьей девушкой – сидит у нее на кухне и ест. Пять минут. Потом девушка просит – «трахни меня, пожалуйста». Герой встает и немедленно прямо на столе выполняет эту просьбу. Ну наконец-то! Следующий кадр – младенец крупным планом (пять минут). И так далее. Прекрасные актеры, изображающие сценки из жизни простых обывателей, как будто снова сдают свои курсовые работы, играют простейшие функции, а не характеры. Пять минут в моем рассказе – конечно, не точный хронометраж, а так, ощущения. Не приходится сомневаться, что за всем этим стоит большая эстетическая задача – недаром ведь и пленка черно-белая. Но в итоге получается очередной арт-хаус в смысле «занудно и непонятно», никакое кино о никаких героях, виденное уже не один раз. Конечно, этот жанр тоже имеет право на существование, ведь у него есть свой зритель, любящий следить за движением эстетской мысли режиссера и интерпретировать скрытые за ним смыслы. Правда, не уверен, что эти люди себя не обманывают – недаром же такую бурную реакцию публики вызывает появление в кадре комичной гадалки в исполнении Ренаты Литвиновой. Господа, может, нам нужна новая русская комедия, а не драма?

Борис Гришин, InterMedia