Ваш аккаунт активирован

Поздравляем! Ваш аккаунт активирован!

28.06.2017

Музыкальная география Венесуэлы поразила разнообразием

26.04.11 16:37 Раздел: Хроника Рубрика: Хроника
Музыкальная география Венесуэлы поразила разнообразием

Теоретико-практический семинар «Музыкальная география Венесуэлы» состоялся 22 апреля в концертном зале «На Кисловке» Центральной музыкальной школы при Московской государственной Консерватории им. П.И.Чайковского. Мероприятие проводилось в рамках Дней культуры Венесуэлы в России, и его основной целью было познакомить музыкальную российскую общественность с историей и традициями венесуэльской музыки, фольклорными жанрами и наиболее популярными музыкальных инструментами разных уголков страны.

В семинаре приняли участие дирижер Телесфоро Наранхо и музыканты Хосе Антонио Наранхо и Хавьер Перри. В кратком вступительном слове маэстро Наранхо отметил, что очень рад видеть всех собравшихся и предлагает совершить небольшую экскурсию в музыкальный мир Венесуэлы. Он подчеркнул, что музыка Боливарианской республики – это сплав различных этнокультурных традиций: испанских, индейских и африканских, которые на земле Южной Америки дали начало новым музыкальным жанрам и оказали влияние на формирование музыкального инструментария местных жителей.

Первым собравшимся был представлен самый популярный венесуэльский инструмент – куатро, похожий по виду и звучанию на гитару. Хавьер Перри рассказал, что существует несколько версий его возникновения. Одна из них гласит, что куатро произошел от четырехструнной барочной гитары, которую привезли в Венесуэлу испанцы. Два характерных для фламенко способа звукоизвлечения – «бой» и перебор – прижились у куатристов, поэтому этот инструмент часто используют в качестве аккомпанирующего. А вот строй куатро отличается как от барочной, так и от современной гитары, он поменялся на «а-d-fis-h», и сегодня это единственный в мире музыкальный инструмент, у которого незажатая последняя струна звучит ниже первой.

Затем Хосе Антонио Наранхо представил другой аутентичный инструмент – мараки (более известный в России как маракасы). Музыкант рассказал, что индейцы изготавливали мараки из некрупных плодов калебасового дерева. Через небольшое отверстие вынималась мякоть, а затем внутрь засыпались галька, семена и когти животных. Мараки использовались индейскими шаманами во время ритуалов, а потому считалось, что когти диких зверей придают их звучанию особую энергию и способствуют общению с духами. Сегодня мараки – полноправные участники многих фольклорных ансамблей, их используют в основном для ритмической поддержки, поскольку они принадлежат к инструментам с неопределенной высотой звука.

Далее слушателями семинара были продемонстрированы еще два типичных венесуэльских инструмента: бандола льянера и креольская арфа. Оказалось, что бандола льянера – инструмент, по виду похожий на гитару, но отличающийся от нее тембром, строем (e-a-d-a) и способом звукоизвлечения (на бандоле играют плектром). Креольская арфа очень напоминает барочную беспедальную арфу, и на ней для достижения более чистого, яркого и пронзительного звука играют длинными ногтями.

После демонстрации инструментов боливарианцы приступили к описанию традиционных музыкальных жанров Венесуэлы. В этой части семинара они решили отдать больше времени музыке, перемежая свои рассказы исполнением разнообразных композиций соло или в ансамбле. Великолепное владение сразу несколькими музыкальными инструментами позволяло музыкантам постоянно менять состав ансамбля, включая в него, помимо аутентичных венесуэльских инструментов, контрабас и флейту.

Сначала речь зашла о модификации вальса, который был завезен в Венесуэлу из Европы, но под влиянием других венесуэльских жанров приобрел специфические черты. Наиболее распространенный в центральной и западной частях страны, вальс сохранил свой лирический характер, однако стал более экспрессивным и чувственным. Часто солирующая партия в венесуэльском вальсе отводится флейте.

Затем музыканты отметили, что, пожалуй, самым характерным венесуэльским жанром является меренге: его мелодика и гармония существенно отличаются от вальса – они более энергичные, зажигательные и как нельзя лучше характеризуют музыкальную культуру Боливарианской республики. Меренге считается и наиболее сложным жанром – особую трудность в его исполнении создает «хромающий» размер 5/8.

Несколько слов было сказано и о вокальных жанрах, в том числе о маргаритенье, широко распространенной в восточной части Карибского бассейна. Основой маргаритеньи является испанская поэтическая десятистрочная форма – децима. Исполняется песня под звуки мандолины, а в ее аккомпанементе явно прослеживаются черты малагеньи. Чтобы слушатели удостоверились в сказанном, музыканты тут же исполнили эмоциональную маргаритенью, сорвав бурные аплодисменты, а вслед за ней сыграли еще несколько эффектных композиций, которые привели публику в неописуемый восторг.

В завершении семинара маэстро Телесфоро Наранхо поблагодарил всех присутствующих за внимание, руководство ЦМШ за предоставленный зал и закончил свое выступление такими словами: «Лучше всего разные народы понимают друг друга через творчество, любовь и искусство!»

Дополнительная информация по тел.: 638-5351(Жанна Уманская), e-mail: janna12345@yandex.ru.