Ваш аккаунт активирован

Поздравляем! Ваш аккаунт активирован!

04.12.2016
03.12.2016
02.12.2016
01.12.2016

"Черный лебедь": "Рестлер" в пачке ***

26.01.11 11:23 Раздел: Рецензии и обзоры Рубрика: Рецензии и обзоры
"Черный лебедь": "Рестлер" в пачке ***

Пресс-показ фильма "Черный лебедь" ("Black Swan", США, 2010, режиссер — Даррен Аронофски, в ролях — Натали Портман, Венсан Кассель, Мила Кунис, Барбара Херши, Вайнона Райдер) состоялся 26 января в кинотеатре "Формула Кино Европа".
Нина Сойерс (Натали Портман) — талантливая балерина, прозябающая на второстепенных ролях. Кажется, ей уготована судьба ее матери (Барбара Херши), так и не выбравшейся из кордебалета, однако хореограф Томас Лерой (Венсан Кассель) решает иначе. Он увольняет Бет, главную звезду своей балетной труппы (Вайнона Райдер), и берет на ее место Нину. Ее мечта сыграть принцессу-лебедя в "Лебедином озере", кажется, начинает сбываться. Она — прирожденный Белый лебедь, робкий, утонченный. Но постановщик Лерой требует от нее "высвободить Черного лебедя", забыть о контроле, перешагнуть рамки условностей — "пожить". И без того хрупкая психика Нины не выдерживает такого напора.
Очередной фильм Аронофски — парафраз его же "Рестлера", отличавшегося пристальным вниманием к деталям быта, различным характерным мелочам этих странных, по мнению большинства, людей, колошматящих друг друга на ринге ради денег к удовольствию толпы. Балет для режиссера — тот же рестлинг, та же борьба духа с ограничениями, наложенными собственным телом, победители которой горько расплачиваются остатками собственного разума. (Интересно, что замысел "Лебедя" сложился еще 10 лет назад, до постановки "Рестлера".)
Можно вспомнить, что эту же тему режиссер затрагивал и в своей первой полнометражной картине "Пи", рассказывающей о безумии молодого математика, однако со временем Аронофски лишился непосредственности, наглости и изящества, свойственных дебютантам. Поэтому "Черный лебедь" оказался приправлен патологиями "Пианистки" Ханеке, мистическими инсинуациями и тяжеловесным многозначительным символизмом. Хотя, по большей части, это — "история обыкновенного безумия" балерины, попытавшейся достичь идеала и осознавшей, что совершенство несовместимо с жизнью.
Постоянный соратник Аронофски, композитор Клинт Мэнселл, блестяще справляется со своей задачей — создать незаметный фон гению Петра Ильича Чайковского. Натали Портман играет безупречно, видимо, ей совершенно заслуженно светит "Оскар" за "лучшую женскую роль". Мила Кунис — наверно, здесь сказалось изощренное "лингвистическое" чувство юмора режиссера — делает балерине Нине куннилингус. Венсан Кассель мастерски перевоплощается в эдакого Мефистофеля. А Вайнону Райдер в роли истеричной алкоголички вообще сложно опознать.
Несмотря на самоотверженность актерского ансамбля, прекрасную работу оператора Мэттью Либатика и всю пикантность заявленной тематики, "Лебедь" вообще-то вышел довольно скучным и, что самое неприятное, переоцененным.
Кажется, Аронофски так и не определился с тем, что снимает — мистический триллер или трагедию о становлении Таланта. Поставив Нину на первый план, он недостаточно раскрыл остальные характеры, ну а шизофрения — сама по себе настолько выигрышная тема, что грех ее не поэксплуатировать. Особенно зрелищно безумцы смотрятся в интерьере "Лебединого озера" - это, пожалуй, следует взять на заметку современным хореографам, стремящимся "апдейтить" замшелую классику.
Денис Шлянцев, InterMedia