Ваш аккаунт активирован

Поздравляем! Ваш аккаунт активирован!

09.12.2016
08.12.2016
07.12.2016

"Начало": Наука снов *****

22.07.10 09:14 Раздел: Рецензии и обзоры Рубрика: Рецензии и обзоры
"Начало": Наука снов *****

Премьера фильма "Начало" ("Inception", США-Великобритания, 2010, режиссер — Кристофер Нолан, в ролях — Леонардо Ди Каприо, Джозеф Гордон-Левитт, Эллен Пейдж, Том Харди, Кен Ватанабе, Киллиан Мерфи, Том Беренджер, Марион Котийяр, Майкл Кейн) состоялась 20 июля в кинотеатре "Пушкинский".
Нет ничего зануднее, чем слушать рассказы о чужих снах — эту избитую истину Кристофер Нолан вывернул с точностью до наоборот. В созданном им мире "Начала" сны входят друг в друга как матрешки, а просыпающийся никогда не уверен полностью в том, что он проснулся, что его не "спит" кто-либо другой. Поэтому извлекатель Дом Кобб (Леонардо Ди Каприо) и его команда носят с собой "тотемы", подвластные только своему хозяину.
Кобб, как уже было сказано, — извлекатель. Он проникает в сны человека и извлекает оттуда нужную заказчику информацию. Эта деятельность приносит определенную прибыль, но является не совсем законной. Однако однажды ему предлагают более сложную - на первый взгляд, невыполнимую работу: не "выкрасть" информацию, а, наоборот, "посеять" идею. Ведь именно идея — самый живучий и эффективный паразит. В обмен Кобб получает возможность вернуться домой, к своим детям.
В команду Кобба входят Артур (Джозеф Гордон-Левитт), незаменимый исполнитель, подрывник и мастер на все руки; Ариадна (Эллен Пейдж), студентка архитектурного института, однажды попробовавшая творить в мире снов и навсегда очарованная открывшимися ей возможностями в мире лабиринтов, но на то она и Ариадна; Имс (Том Харди), плут и шулер, способный перевоплощаться в кого угодно, и Юсуф (Дайлип Рао), фармаколог, изобретающий мощнейшие снотворные.
В этом сложнейшем путешествии Кобба также сопровождает заказчик Сайто (Кен Ватанабе) и, собственно, субъект их "преступления" - Роберт Фишер (Киллиан Мерфи), сын умирающего магната, чью империю необходимо разрушить. Враги Кобба — повсюду: подсознание субъекта наполнено вооруженной охраной, небезопасны и проекции самого Кобба, особенно одна из них — прелестная Мол (Марион Котийяр), трагически погибшая супруга Кобба.
Сны, их многомерность, многозначительность, механизм, их зыбкую связь с реальностью, их тайну изучали все, кому не лень — от шарлатанов, стряпающих сонники, до деятелей психоанализа. Сны давали богатую пищу поэтам и писателям. Навскидку вспоминаются Хулио Кортасар и Хорхе Луис Борхес, строящие свои произведения на принципах "текущей", двоящейся реальности, подчиняющейся странно уловимой абсурдной логике. Ну а то, что реальность — вовсе не то, что дано нам в ощущения, едва ли не самый затертый штамп в научной фантастике, включая — куда ж без нее — "Матрицу" братьев Вачовски.
Нолан не особенно пытается быть оригинальным. К его построению "сонного мира" при желании можно придраться, его логику — оспорить, проверить алгеброй. К счастью, режиссер это понимает и берет другим — звездным, блестяще сыгранным актерским составом, мастерски закрученной интригой, цельной историей, рассказанной из трех отрезков времени разными рассказчиками, эффектами, впечатляющими пренебрежением законами физики.
Не обошлось и без подмигивания синефилам: мелодия, под которую герои должны пробуждаться, - знаменитая "Non, je ne regrette rien" Эдит Пиаф - явно отсылает к "Жизни в розовом цвете", за которую Марион Котийяр удостоилась "Оскара".
В целом же, кажется, "Начало" ожидает судьба нолановского же "Темного рыцаря": обожание зрителей (уже сейчас в Топ-250 по версии пользователей IMDb фильм занимает 3е место, уступая "Побегу из Шоушенка" и "Крестному отцу"); сдержанное признание большинства критиков и, по итогам года, несколько номинаций на "Оскар" и прочие премии.
Все это, безусловно, хорошо, но смущает одно: фильм Нолана выглядит шедевром только на общем сером фоне, он сделан крепким ремесленником, знающим свою профессию от "а" до "я", он убедительнее многих создает свою собственную теорию реальности. Хотелось бы, конечно, большего: гениальной простоты объяснений, безбашенной сюрреалистичности подсознания (для примера — "Клетка" Тарсема Сингха). Этого не достает, зато в сухом остатке — один из лучших фильмов года.
Денис Шлянцев, InterMedia