Ваш аккаунт активирован

Поздравляем! Ваш аккаунт активирован!

07.12.2016
06.12.2016

"Концерт": Бесславные лабухи ****

24.06.10 16:53 Раздел: Рецензии и обзоры Рубрика: Рецензии и обзоры
"Концерт": Бесславные лабухи ****

Премьера музыкальной комедии "Концерт" ("Le concert", Франция-Италия-Бельгия-Румыния, 2009, режиссер - Раду Михайлеану, в ролях - Алексей Гуськов, Мелани Лоран, Дмитрий Назаров, Валерий Баринов, Франсуа Берлеан, Миу-Миу, Лионель Абелански, Василь Альбинет, Лорен Батье, Рамзи Бедиа) прошла в рамках программы "Гала-премьеры" 32-го ММКФ 21 июня.
Андрей Филиппов (Алексей Гуськов) работает в Большом театре уборщиком, но в мечтах видит себя дирижером. Эти мечты родились не на пустом месте — во времена застоя он и был дирижером, одним из самых известных в СССР. Пластинки с записями музыки Чайковского в исполнении оркестра Большого театра под руководством Филиппова издавались фирмой "Мелодия" миллионными тиражами, его выступления транслировались по центральному телевидению, зарубежные гастроли по лучшим театрам мира были в порядке вещей. Но однажды лично Брежнев потребовал уволить из оркестра всех евреев. За отказ подчиниться офицер КГБ (Валерий Баринов) прямо во время концерта в Большом театре, на глазах у публики (среди которой присутствовали весь дипкорпус и зарубежные журналисты), поднялся на сцену и переломил герою дирижерскую палочку. И Андрея, и всех его друзей-евреев лишили профессии, а солистку сослали в Сибирь, где она "умерла от голода и холода". Прошли годы, и однажды, убираясь в кабинете нового директора Большого, Андрей находит факс от парижского театра "Шатле" - это приглашение для оркестра. Филиппов решает утаить факс от начальства, собрать своих бывших музыкантов-евреев, которые чем могут зарабатывают на жизнь, выдать их за оркестр Большого и устроить в Париже концерт-реванш. В качестве солистки решено пригласить молодую французскую звезду Анн-Мари Жаке (Мелани Лоран). Но ее импресарио (Миу-Миу) почему-то очень не хочет, чтобы концерт состоялся. Увидев, что музыканты Большого театра выглядят толпой пьяных галдящих дикарей, которые разбредаются по всему Парижу в поисках подработки, Анн-Мари тоже начинает сомневаться в целесообразности своего выступления. Концерт-реванш оказывается под угрозой срыва.
Несмотря на всю бредовость синопсиса этого фильма, он идет в кинотеатрах Европы с впечатляющим успехом. Более трехсот копий, сборы давно перевалили за 15 млн евро, в кинотеатрах полные залы. Премии также не обошли "Концерт" стороной — два французских "Сезара" (правда, за музыку и звук), премия Алексею Гуськову от итальянской Киноакадемии. Пока не посмотришь фильм, невольно изводишь себя загадками — кто мог послужить прототипом главного героя для румынских и французских сценаристов? Самуил Абрамович Самосуд? Борис Эммануилович Хайкин? Арий Моисеевич Пазовский? Марк Фридрихович Эрмлер? Юрий Федорович Файер? Хотя, конечно, по совокупности признаков... неужели - Геннадий Рождественский?! Конечно, всех этих выдающихся советских дирижеров даже самое больное воображение не могло бы представить себе не то что уборщиками, а даже какими-нибудь простыми концертмейстерами, но ведь это же не биографическое кино, у авторов есть право на фантазию, художественное допущение. Вон Тарантино вообще в "Бесславных ублюдках" Гитлера убил.
Все сомнения разрешил просмотр картины. Это оказалась совершенно феерическая комедия-вампука, нечто абсолютно за гранью добра и зла. Представьте себе фильм "Бесславные ублюдки" в исполнении Астрахана, добавьте цыганщины от Кустурицы и еврейский юмор в духе "На Дерибасовской хорошая погода, или на Брайтон-Бич..." - и то это будет лишь бледная тень того, как выглядит "Концерт" Раду Михайлеану.
Такой фильм не упрекнешь в недостоверности, это практически комедия абсурда. Там, например, евреи прямо с Красной площади идут пешком в "Шереметьево-2", где прямо в зале вылета цыгане клеят им загранпаспорта и французские визы. Французские цыгане, в свою очередь, снабжают евреев инструментами. Огромные трейлеры с надписью "ПЕРВЫЙ КАНАЛ" давят припаркованные у парижского театра легковушки, на обложке журнала, вышедшего после выступления героев в "Шатле", написано "Tschaikovski not dead!". Саундтрек - соответственно Чайковский, Паганини, вариации на тему "Калинки-малинки" и "Полюшка-поле", а также всевозможная цыганщина вплоть до "ручейка".
И не надо упрекать меня в спойлерах — удовольствия от просмотра такого шапито не испортить никакими спойлерами. Одно только смущает — понятно, что воспринимать образы совершенно одичавших евреев - музыкантов Большого театра - кроме как с юмором невозможно. Но в Европе-то люди рыдают над их горькой судьбой, и что-то тут все-таки не так. Что ж вы Дмитрия Астрахана тогда в прокат не берете, если такое кино цените?
Борис Гришин, InterMedia