Швейцария стала победителем «Евровидения»Йост Кляйн из Нидерландов отстранен от участия в финале «Евровидения 2024»Настя Задорожная ждет ребенкаДжастин Бибер станет отцомХилари Дафф стала мамой в последний разПевица Нюша разводится с мужемУчастники группы Little Big ждут ребенкаУмер Андрей ТропиллоБогдан Шувалов стал победителем шоу «Голос»Стас Михайлов получил орден на день рожденияОльгу Ярилову приговорили к семи годам за мороженоеМасштабную программу выставки-форума «Уникальная Россия» представят в ТАССУмер итальянский модельер Роберто КаваллиУмер О. Джей СимпсонИлья Авербух и Лиза Арзамасова ждут ребёнкаПевец Евгений Кунгуров покончил с собойМария Шумакова стала мамойАйла Фишер и Саша Барон Коэн разводятсяНуки ушла из группы «Слот»Александр Семчев и Ирина Пегова стали народными артистами

"СЕКТОР ГАЗА" - "НОВАЯ КОЛЛЕКЦИЯ" ****

"Монолит". Релиз двойного диска состоялся в июне.
Я бы, конечно, не поверил, если бы лет десять назад узнал, что поставлю "четверку" двойному сборнику лучших песен "Сектора Газа". В годы их расцвета и гигантских аудиотиражей я, как и большинство здравомыслящих людей, числил "Сектор" по ведомству, как бы помягче выразиться, простонародного развлечения. Задорное пение про вонючие носки и прочие сельские радости шло настолько отдельно от самого понятия "творчество", что от музыки Юрия Хоя-Клинских, равно как и от мест, где она звучала, хотелось держаться как можно дальше. Не всегда удавалось, правда — уж слишком распространилась эта зараза по стране, где глубокая провинция начинается непосредственно за границами Московской кольцевой автодороги. В светлое будущее "Сектор Газа" брать с собой не хотелось, однозначно.
Однако слушая эти песни в 2009-м, нельзя не констатировать, что будущее оказалось гораздо менее светлым, чем грезилось. До сих пор в каждой подмосковной электричке можно встретить коротко стриженных героев песен Хоя, в жизни и интересах которых ничего за эти десять лет не поменялось. Только слушают они теперь не "Сектор Газа", а его ухудшенные копии — в них больше хип-хопа и электронщины и меньше таланта. О том, что можно сделать хуже, десять лет назад тоже было сложно предположить. Как и то, что серьезная пресса будет обсуждать на своих страницах "репера" Сяву: его идея построить свое "искусство" на самых низких пластах народной лексики считается культурным феноменом, несмотря на совершенно бездарную реализацию. "Сектор Газа" на фоне нынешних фейковых стилизаций не пойми подо что кажется просто-таки светочем. И его феномен заслуживает изучения куда больше сявиного.
Говоря о "Секторе Газе", мы имеем в виду прежде всего воронежского самородка Юрия Клинских, который невероятно талантливо описал примитивные периферийные радости. В отличие от сегодняшних "последователей", он сделал это совершенно искренне: он пел о том, что знал, он что-то знал. Даже скабрезности звучали в его исполнении очень естественно. Секс на районе, мат, бухло и доступные в местных хозмагах вещества, культурное развитие посредством просмотра фильмов ужасов, мотоциклы, метеоризм и тоска по томящимся на нарах товарищам — все эти немудреные реалии "Сектор" воспевал более чем захватывающе и не особенно матерясь, хотя и лупил точно в лоб. Юрий Хой успел, как сумел, высказаться на социальную тему ("Попец"), да и проникновенно-лирические "Лирика", "Туман" и "Пора домой" имели большое влияние на поколение. Не менее яркой была и музыка "Сектора": Клинских, как губка, впитывал любимые народом тренды (вряд ли зная это слово), поэтому в мелодиях и аранжировках группы смешаны хардовые запилы и лоходэнсовые мыльницы, блатняк, кабак и "Утренняя гимнастика" Владимира Высоцкого. Понравившиеся "сэмплы" он тоже лямзил безо всякого стеснения, а потом его "самородские" идеи на московской студии обрекали в альбомную форму профессиональные музыканты во главе с Игорем Жирновым. В итоге Хой явно заслужил "Новой коллекции", и на насыщенном 43-трековом бесте собралась целая "энциклопедия русского замкадья" - притом ничуть не устаревшая.
И всЈ же если бы Юрий Клинских не умер в 2000 году в 35-летнем возрасте от болезни печени, этой хвалебной рецензии не было бы. Правило "сегодня умрешь — завтра скажут: поэт" никто не отменял. Будь Хой жив, "Сектор" всЈ так же радовал простых парней, а критики либо охаивали бы его, либо старались не замечать. Вот только провинциальные тинейджеры слушали бы музыку более интересную и качественную, чем вынуждены сейчас. Песни "Сектора Газа", которые не всегда можно назвать музыкой, что ни говори, были явлением.
Алексей Мажаев, InterMedia

«Серебро» - «Перепутала» ****

2015, «Монолит»

Группа «Серебро» как-то активизировалась и бомбардирует слушателей синглами – видать, не за горами большой релиз. Хотя полнометражные альбомы выпускать ни к чему, если каждая новая песня, сопровождаемая провокационным клипом, будет вызывать большой резонанс – а ведь «Серебро» и их продюсер Максим Фадеев хорошо знают, как его устроить.

Вышло так, что сначала я послушал сингл «Перепутала» - и он показался мне не более чем милой среднетемповой песней с относительно запоминающимся припевом и типичной девичьей любовной лирикой, в создании которой неплохо поднаторела солистка и соавтор Фадеева Ольга Серябкина. Ну а уже потом я ознакомился с клипом на эту песню.

Что тут сказать: вне видеоряда песня работает процентов на 30 и кажется вполне проходной. Но клип нужно посмотреть как можно быстрее – мало ли что взбредёт в голову коллективному Человеку Запрещающему; там, где здравомыслящий зритель увидит красивых девок с необычной тягой к чёрному юмору, охранитель непременно узреет пропаганду суицида и агрессивную сексуальность. Гармоничным фоном к видеоклипу, от которого невозможно оторвать глаз ни «разрешителю», ни «запретителю», служит песня «Перепутала». С этой картинкой она неумолимо оккупирует мозг, и, услышав её где-нибудь, вы, может, и не сразу вспомните, кто поёт, но обрадуетесь песне, как родной. Но только в таком порядке: без видео – необязательный трек, с видео – хит сезона.

Алексей Мажаев,InterMedia

Подписаться на новости InterMedia
Нажимая кнопку "Подписаться", я даю свое согласие на обработку персональных данных

Витас доверил создание клипа на песню «Мне бы в небо» поклонникам

Витас запустил конкурс для поклонников на создание авторской версии видеоклипа «Мне бы в небо». Весной этого года артист снял клип на эту песню с певицей Ксеноной, с которой они ее исполняли дуэтом, и музыканты остались довольны результатом. Однако сейчас перед релизом нового альбома Витаса «Мне бы в небо» подготовлена соло-версия песни, и певец предложил всем творчески заинтересованным людям сделать свою версию клипа именно на ее сольный вариант.

Творения поклонников Витас будет отсматривать сам. В свой день рождения он выберет победителя из числа претендентов и возьмет его с собой на концерт в Пекине с новой программой «Скажи, что ты любишь», который состоится в будущем году.

«Иван Купала» - «Родина» ****

«Яндекс.Музыка». Релиз диска состоялся в июле.

«Получилось, что мы не появлялись с новыми песнями более семи лет, - объяснял «спикер» «Ивана Купалы» Алексей Румянцев, когда работа над «Родиной» вышла на финишную прямую. - Во многом это связано с тем, что в нашем случае работа над новыми песнями, работа над новыми альбомами, она достаточно трудна. Проводится очень тщательная реставрационная работа, которая позволяет нам получать фольклорные записи в том качестве, в котором они пригодны для использования в наших треках. Такой процесс, к сожалению, отнимает очень много времени и с каждым новым разом, с каждым новым альбомом количество затраченного времени, к сожалению, увеличивается в геометрической прогрессии. В таких трудах как-то очень быстро и незаметно пролетело семь лет, и наконец-то альбом готов». После этого оптимистичного разъяснения прошла еще пара лет, и «Родина» наконец-то вышла. В кропотливом творческом подходе «купальцев» со времен премьеры «Костромы» (1999) мало что изменилось – но как же поменялся ландшафт вокруг! Когда аутентичная этно-музыка в электронном обрамлении дебютировала в конце «лихих 90-х», это интересовало всех. «Наше радио» утянуло песни «Купалы» в свою норку, MTV с помощью группы облагораживало эфир на фоне киркоровых и рук вверх, новость о появлении концертного состава обошла едва ли не первые полосы газет, а уж о возрождении национальной культуры с помощью «Ивана Купалы» не кричал только ленивый… Музыканты, будь они чуть поразговорчивее, могли бы стать мега-звездами и не сходить с обложек, даже не слишком стараясь записывать новые альбомы. Но они предпочли на десяток лет уйти в себя и углубиться в творчество – чтобы выплыв с «Родиной», обнаружить, что теперь это искусство здесь мало кому интересно, а главной музыкальной новостью за полгода является 40-секундный танец на месте бывшего бассейна.

Не будем здесь вспоминать о «возрождении национальной культуры» - уж больно сильную зевоту вызывает это словосочетание. Не будем ругать 90-е: как минимум, по степени любопытства ко всему новому и необычному они дадут большую фору нынешнему и прошлому десятилетиям. «Иван Купала» стал жертвой двух крайностей: сначала их подняли даже на те щиты, на которые они и не думали взбираться. А сейчас на все их эксперименты взирают с пресыщенным равнодушием. И MTV давно не интересуется музыкой, и аутентичный фолк вернулся в культурные резервации. Туда же со своим новым альбомом отправился и «Иван Купала».

При нормальном состоянии умов, страны и шоу-бизнеса возвращение группы стало бы, может, и не триумфальным, но заметным, а кропотливость и перфекционизм только добавил бы к ним уважения. «Иван Купала» - крепкий проект, удачно нашедший свою нишу и с каждым альбомом звучащий все интереснее и профессиональнее. Великолепна обложка «Родины»: летящий в небе домик с клочком земли – прекрасная метафора здорового отношения к корням. Фольклорное пение бабок дополнено на пластинке фрагментами народных сказок в их же исполнении. Голоса вокалисток, кстати, весьма напоминают те, что произвели такой фурор во времена «Костромы»; даже если бабушки другие, это не отменяет гуманистического посыла: пусть старушки живут долго и записывают с «Иваном Купалой» еще десяток альбомов. Что касается аранжировочных приемов, то они стали гораздо разнообразнее: после радости узнавания быстро приходит понимание, на что, собственно, было «незаметно» потрачено десять лет. У «Купалы» появились и восточные мотивы (см. «Балабай» или «Гамелан»), и много музыки a la Enigma, и просто сами по себе сильные мелодии. А такие треки, как «Коток», «Жито», «Лося» и «Родина», были бы уместны и звучали бы свежо и красиво на волне практически любого формата.

Алексей Мажаев, InterMedia 

β 16+