Ваш аккаунт активирован

Поздравляем! Ваш аккаунт активирован!

02.12.2016
01.12.2016

"СОБЫТИЕ": ТЕАТР У ОБЪЕКТИВА ***

28.06.09 21:22 Раздел: Рецензии и обзоры Рубрика: Рецензии и обзоры
"СОБЫТИЕ": ТЕАТР У ОБЪЕКТИВА ***

Премьера драмы "Событие" (Россия, 2009, режиссер - Андрей Эшпай, в ролях - Чулпан Хаматова, Игорь Гордин, Сергей Перелыгин, Евгения Симонова, Зоя Кайдановская, Евгений Цыганов, Елена Коренева, Ольга Прокофьева) состоялась в рамках конкурса "Перспективы" 31-го ММКФ 22 июня.
Художник Трощейкин (Игорь Гордин) велеречиво изводит свою жену Любу (Чулпан Хаматова), вялую истеричную алкоголичку, рассказами о своих гениальных задумках — чудовищно банальных и претенциозных. Люба ноет, отмахивается от него, как от назойливой мухи, валяется в изнеможении по полу, постоянно что-то фотографирует с обреченным видом — потом Трощейкин рисует с этих фото аляповатые картины с претензией на импрессионизм. Поведение жены бесит Трощейкина, он раздраженно орет на нее, требуя внимания к своему сложному внутреннему миру. Вокруг катаются на одноколесных велосипедах какие-то жонглеры. Но вот в провинциальный городок, затерянный где-то в Западной Европе, приезжает старый враг Трощейкина Барбашин, отсидевший срок за покушение на жизнь богемной четы...
Фильм снят по мотивам одноименной пьесы Владимира Набокова, впервые увидевшей свет в 1938 году, при этом снят, что называется, очень сильно по мотивам — от внятного набоковского текста почти ничего не осталось. В сущности это такой декадентский театр с претензией на поиск новой формы — в пыльной стилистике и антураже утомительная студийная театральщина. Актеры все это очень любят — игра в таких спектаклях напоминает упражнения счастливой студенческой молодости, но при этом дает уверенность в работе на высокое искусство, которое требует жертв. Жертвой в данном случае оказывается зритель, и дело тут не только в надуманной театральщине. Видеть такое на сцене — большое преимущество. В известном анекдоте кинооператора, сходившего в театр, спрашивают — как тебе? Да ерунда какая-то, отвечает кинооператор, один общий план. Похоже, именно эта мысль не давала покоя Андрею Эшпаю, решившему перенести театральную постановку на киноэкран. И уж тут его внутренний (ну и внешний, понятное дело) кинооператор "оторвался" как только мог! Вертлявая дрожащая ручная камера постоянно в хаотичном режиме берет сверхкрупные планы чего-то серого, продолжая раскачиваться — вы можете себе представить, как это выглядит на широком экране? Пресловутый "Монстро" ("Cloverfield") покажется рядом с "Событием" просто отдыхом для глаз. При этом чего во всем этом новаторского — решительно непонятно. Это примерно как с авангардизмом, который уже давно прошлый век, а все равно как бы "в авангарде". Подобные киноленты, похоже, до скончания веков будут попадать в конкурсы всяческих "Перспектив" - ну это логично, в принципе, стать мейнстримом такое неудобосмотримое кино никогда не сможет.
Другой проблемой фильма является общение героев — они говорят так, будто произносят какие-то обрывочные бессвязные фразы. Воспринимать это нелегко. Сами персонажи - люди настолько мутные, тягуче-неприятные, что, кажется, появись вдруг на экране Годзилла и раздави их — и то не испытаешь облегчения. Однако стоит признать, что подобные фильмы имеют своего преданного зрителя, который видит тут и глубокие метафоры, и художественные поиски. Возможно, это люди, которые, как сказал поэт, "любят погрустить о всяком непонятном". В любом случае они имеют право на свое кино, а "Событие" Андрея Эшпая отлично утолит их чаяния.
Борис Гришин, InterMedia