Ваш аккаунт активирован

Поздравляем! Ваш аккаунт активирован!

29.04.2017
28.04.2017
27.04.2017

"БЕЛАЯ ЛЕНТА": АКЕЛА ПРОМАХНУЛСЯ ***

25.06.09 11:13 Раздел: Рецензии и обзоры Рубрика: Рецензии и обзоры
"БЕЛАЯ ЛЕНТА": АКЕЛА ПРОМАХНУЛСЯ ***

Пресс-показ фильма "Белая лента" ("A White Ribbon", Австрия-Германия-Франция-Италия, 2009, режиссер — Михаэль Ханеке, в ролях — Леони Бенеш, Ульрих Тукур, Сюзанн Лотар, Йозеф Бирбихлер, Райнер Бок, Кристиан Фридель) состоялся в рамках 31-го ММКФ 23 июня в кинотеатре "Художественный".
Канун Первой мировой войны. В одной немецкой протестантской деревушке ни с того, ни с сего начинают происходить странные события. Лошадь, везущая доктора, спотыкается о натянутую между деревьев проволоку, доктор падает и ломает себе плечо, а проволока таинственным образом исчезает. Один из деревенских парней, придя в бешенство из-за смерти матери, "мстит" помещику, вырубая огород капусты. Затем помещичьего сынка Зиги находят высеченного, а дальше все становится страннее и мрачнее.
В принципе, новый фильм Михаэля Ханеке, этого европейского интеллектуала, так часто упрекаемого в мизантропии, что, кажется, он уже и не притворяется гуманистом, по жанру скорее детектив. Имеются таинственные происшествия, логическую связь между которыми никто не может установить до самого финала. Никто, кроме внимательного и привыкшего к киноязыку Ханеке зрителя.
Этим зрителям все становится понятно с первых же десяти минут. Не надо быть Дарьей Донцовой, чтобы понять, что именно дети, эти ангелочки, еще не дозревшие до конфирмации, то ли из типичного детского любопытства, то ли из мести взрослым начали шалить, не зная меры.
Взрослые тоже хороши — в каждой семье полно скелетов, вовсю свирепствуют телесные наказания, а чтобы отучить своего ребенка от онанизма, пастор привязывает его на ночь к постели.
Ханеке не случайно рассказывает свою историю о детях буквально накануне убийства эрцгерцога Франца Фердинанда. Есть соблазн сделать далеко идущий вывод — дескать, вот родители злые, нехорошие редиски, пороли детей, вследствие чего — с молчаливого попустительства церкви и буржуазной интеллигенции - выросли фашисты, а дальше мы знаем, что было. Все проблемы — в воспитании, об этом феномене еще Фрейд писал, а Голливуд и вовсе взял эту удобную теорию на вооружение, описывая становление различных девиантных типов — от Ганнибала Лектера до "Темного рыцаря" Брюса Уэйна.
Темой детской жестокости тоже вряд ли кого можно удивить, здесь разброс источников еще шире: об этом писали и Уильям Голдсмит в "Повелителе мух", и Стивен Кинг в "Детях кукурузы". Да что там — об этом пела группа Hi-Fi ("И почему от доброты бывают так жестоки дети").
И об этом нам рассказывает Ханеке, снявший, напомню, потрясающие по своей глубине и многозначительности "Пианистку", "Забавные игры", "Время волков", "Код неизвестен", "Пленки Бенни" и награжденный за "Белую ленту" Золотой пальмовой ветвью в Каннах (говорят, за выслугу лет и общий вклад — грех было не дать).
Нет, технически "Белая лента" сильна: статичная камера (это производит впечатление и сейчас, когда даже многомиллионные блокбастеры принято снимать "с плеча"); монохром, долгие панорамы, многозначительные паузы, хорошая актерская игра, особенно детей, действительно пугающие моменты (ровно три на два с половиной часа). Да, фильм мрачен и безысходен, тяготит, гнетет и давит, что типично для Ханеке. Было бы странно, если бы он снял светлый мюзикл.
Проблема в другом — назидательный тон режиссера, его дидактика становятся решительно невыносимыми, а он к тому же обращается со зрителями как с последними идиотами, разжевывая и кладя им в рот по чайной ложке своей мудрой морали. Раздражает, знаете ли.
Денис Шлянцев, InterMedia