Ваш аккаунт активирован

Поздравляем! Ваш аккаунт активирован!

04.12.2016
03.12.2016
02.12.2016
01.12.2016

В МАРИИНКУ ВЕРНУТ БАЛЕТ ЯКОБСОНА

24.06.09 16:25 Раздел: Хроника Рубрика: Хроника
В МАРИИНКУ ВЕРНУТ БАЛЕТ ЯКОБСОНА

Сказочный балет "Шурале" на музыку татарского композитора Фарида Яруллина в хореографии Леонида Якобсона возвратится в репертуар Мариинского театра в рамках XVII международного фестиваля "Звезды белых ночей". Премьерные спектакли пройдут 28 и 29 июня. Балет репетируют Евгения Образцова и Екатерина Осмолкина (Сюимбике), Михаил Лобухин и Денис Матвиенко (Али-Батыр), Леонид Сарафанов, Александр Сергеев и Ислом Баймурадов (Шурале) и др.
В основу либретто легла поэма татарского классика Габдуллы Тукая "Шурале" о девушке-птице Сюимбике, отважном охотнике Али-Батыре и злом Шурале (в татарской мифологии это злой лесной дух в облике мужчины с рогом на лбу и длинными пальцами).
История создания балета "Шурале" восходит к 30-м годам ХХ века. В 1934 году было принято постановление о создании театра оперы и балета в Казани. В Московской консерватории начала работу татарская оперная студия, куда вошли и студенты-композиторы, и среди них — двадцатилетний Фарид Яруллин. Еще в Москве Яруллин начал сочинять музыку на темы сказок и стихов Тукая. Шурале стал центром либретто, сочиненного молодым литератором Ахметом Файзи. Вскоре балет "Шурале" был включен в репертуарный план нового театра, премьера была запланирована на август 1941 года. Для работы над спектаклем в Казань прислали Леонида Якобсона, назначенного постановщиком первого национального татарского балета. Взявшись за работу, хореограф перекроил то, что было придумано либреттистом. Отбросив побочные линии, он выделил и заострил главную, драматизировал конфликт, укрупнил образы героев. Для Яруллина эти переделки означали новый виток работы: он должен был быстро переработать написанное и дописать немало новых фрагментов. Сохранились рассказы, как его, дабы он не отвлекался от работы, запирали в номере главной казанской гостиницы "Совет", откуда он сбегал, спускаясь по водосточной трубе. К июню клавир был полностью готов, но реализации замысла помешала война. Композитор Фарид Яруллин погиб на фронте в октябре 1943 года. В Казани балет был подготовлен к постановке и показан в марте 1945 года, но в другой хореографии. Якобсон получил возможность завершить начатую работу в 1950 году, когда "Шурале" решено было поставить в Ленинграде. Для театра имени Кирова была создана новая редакция балета: либретто окончательно переделали, а клавир заново оркестровали. Через год после ленинградской премьеры балет Якобсона получил государственную премию, через пять лет был перенесен в Большой театр.
В Ленинграде в спектакле танцевали Алла Шелест, Наталья Дудинская, Инна Зубковская, Борис Брегвадзе, Игорь Бельский и Роберт Гербек; позднее при возобновлениях в Москве в нем блистали Майя Плисецкая, Марина Кондратьева, Владимир Васильев. В других городах и в постановке других хореографов "Шурале" ставился в 50—70-е годы более 20 раз, но в историю балета он вошел прежде всего как произведение Якобсона.
Начало в 19.00.
Справки и аккредитация по тел.: (812) 714-4164 (Оксана Токранова, пресс-атташе Мариинского театра).