Ваш аккаунт активирован

Поздравляем! Ваш аккаунт активирован!

16.01.2017
15.01.2017
14.01.2017
13.01.2017

"БАТОРИ": ДЕКОНСТРУКЦИЯ МИФА О "КРОВАВОЙ ГРАФИНЕ" **

23.06.09 18:59 Раздел: Рецензии и обзоры Рубрика: Рецензии и обзоры
"БАТОРИ": ДЕКОНСТРУКЦИЯ МИФА О "КРОВАВОЙ ГРАФИНЕ" **

Пресс-показ исторического фильма "Батори" ("Bathory", США-Великобритания-Чехия-Венгрия-Словакия, 2008, режиссер — Юрай Якубиско, в ролях — Анна Фрил, Карел Роден, Винсент Риган, Хэнс Мэтисон, Деана Хорватова, Франко Неро, Энтони Бирн) состоялся 22 июня в рамках 31-го ММКФ в кинотеатре "Художественный".
"Кровавая графиня" Эржебет Батори — одна из самых известных женщин в истории. О ней слагали легенды, писали книги и снимали фильмы ("Батори" Якубиско — не самая последняя версия истории графини, но, пожалуй, самая масштабная и высокобюджетная), и до сих пор так и не ясно, что в этих легендах вымысел, а что — правда. Фильм словака Юрая Якубиско, одного из первых режиссеров так называемой чешской "новой волны" ("Построй дом, посади дерево", "Сижу на ветке, и мне хорошо"), по идее, должен был деконструировать миф и навести, наконец, порядок во всех этих историях о сатанизме и вампирах. Но — увы! — режиссер не справляется с обилием материала и спасение ищет в собственном, довольно абсурдном чувстве юмора.
Итак, Эржебет Батори (Анна Фрил) была одной из самых крупных венгерских помещиц, к тому же она вместе со своим племянником Габором возглавляла движение венгерских протестантов. В результате заговора завистливых соседей (палатин Турза, в его роли — Карел Роден, обычно эксплуатирующий амплуа русского злодея: "Ларго Винч: Начало", "Беги без оглядки", "Рок-н-ролльщик"), алчных родственников, австрийского короля (Франко Неро) и католической церкви Эржебет была обвинена в сатанизме и массовых убийствах и пожизненно заключена в крепость. Ото всех свидетелей, как водится, в спешном порядке избавились еще до начала судебного расследования. Но это — не самая популярная, так сказать, "альтернативная" версия истории "кровавой графини".
Гораздо более известно то, что Батори, чтобы сохранить красоту и молодость, принимала ванны, наполненные кровью девственниц, практиковала вампирские налеты на деревни и вообще вела себя не совсем пристойно. Более того, она даже была внесена в Книгу рекордов Гиннесса как самая массовая убийца в истории (в ее послужном списке - более 650 жертв).
Несмотря на то, что в самом начале фильма заявляется намерение рассказать все, как было на самом деле, и очистить доброе имя графини, вдовы Черного бея, знаменитого и почитаемого в Венгрии борца с турками, Якубиско зачем-то придерживается "золотой середины".
Так, режиссер, с одной стороны, пытается изобразить графиню просвещенной особой — и в венскую Оперу она ездит на премьеры, и портрет ее рисует художник Караваджо. С другой стороны, показывает, как она, попав под влияние колдуньи Дарвулии, убивает свою служанку ножницами. Под воздействием галлюциногенных грибов, между прочим.
Что касается вампиризма Батори, то в фильме имеется соответствующая сцена — во время вскрытия трупа (вместе с художником Караваджо - так, любопытства ради) у графини вырастают клыки.
Ванна, которую принимает графиня, наполнена настоем каких-то красных трав, однако верная служанка протягивает руку и произносит фразу: "Я уже сама научилась вскрывать себе вены, вот, посмотри". К чему эта двусмысленность? Кто и зачем на самом деле убивал девушек? Была ли Дарвулия черной колдуньей?
Хронометраж фильма — 2 часа 20 минут, по структуре своей он разбит на три части (три клыка из герба рода Батори), чтобы зритель разобрался, кто есть кто, кто виноват и что делать. Вместе с тем картина чрезвычайно затянута, наполнена из рук вон плохо поставленными батальными сценами (на фоне которых "Тарас Бульба" выглядит "Войной и миром"), смехотворными копеечными спецэффектами, диалогами на вполне современном английском с диким славянским акцентом и нелепейшими персонажами. Среди последних — монахи, отправляющие донесения кардиналу при помощи почтовых голубей. Эта неразлучная парочка — привет стоппардовским "Розенкранцу и Гильденштерну" - постоянно что-то изобретает: ролики, ролики с моторчиком, подслушивающие устройства, парашют, граммофон. Вносят, короче, комический элемент туда, где он совсем не нужен.
В сухом остатке имеется: затянутая историческая драма, претендующая на серьезность, но благодаря комическим персонажам, откровенным сценарным ляпам, кровавым сценам и обилию обнаженки больше напоминающая копеечные поделки мастеров евротрэша вроде Джесса Франко и Жана Роллена.
Денис Шлянцев, InterMedia