Ваш аккаунт активирован

Поздравляем! Ваш аккаунт активирован!

07.12.2016

"ЦАРЬ": ПРАВОСЛАВИЕ, САМОДЕРЖАВИЕ, НАРОДНОСТЬ ***

18.06.09 19:27 Раздел: Рецензии и обзоры Рубрика: Рецензии и обзоры
"ЦАРЬ": ПРАВОСЛАВИЕ, САМОДЕРЖАВИЕ, НАРОДНОСТЬ ***

Пресс-показ исторического фильма "Царь" (Россия, 2009, режиссер — Павел Лунгин, в ролях — Петр Мамонов, Олег Янковский, Юрий Кузнецов, Александр Домогаров, Алексей Макаров, Иван Охлобыстин, Алексей Франдетти, Вилле Хаапасало) состоялся 18 июня в кинотеатре "Художественный".
Новый фильм Павла Лунгина, представлявший Россию в Каннах в секции "Особый взгляд" и открывающий 31-й Московский международный кинофестиваль, сначала назывался "Иван Грозный и митрополит Филипп". Впоследствии название было сокращено до "Царя", что дало повод вспомнить известную реплику из фильма "Иван Васильевич меняет профессию" - "Царь, очень приятно, царь".
Два замечания. Первоначальное название сразу же намекало на мощный антагонизм героев — набожного и психически нездорового царя-батюшку (Петр Мамонов) и мудрого верующего митрополита Филиппа (последняя роль Олега Янковского), но, как заметил режиссер на пресс-конференции, более напоминало название диссертации, поэтому создатели остановились на коммерчески выгодном "Царе".
Второе — ничего приятного в фильме нет, и быть не могло. Лунгин постарался как можно более достоверно насытить свою работу крупными планами царских забав: повешения, пытки в ассортименте, прижигания каленым железом, сожжение заживо, битва с медведем и прочие средневековые услады духа. Мамонов привычно юродствует в образе царя, достигая каких-то уж заоблачных высот по части вызывания к себе отвращения. Еще одного юродивого, шута, приближенного к царской особе, играет "отец Иоанн" Охлобыстин, которого довольно сложно узнать с фальшивыми гнилыми зубами. Есть еще девочка-юродивая (роль изначально предназначалась Марии Шалаевой, но сценарий изменили так, что 9-летнюю девочку сыграла Настя Донцова), которая при помощи иконы Святой Богородицы разрушает мост, на котором идет битва с поляками, а потом бродит по лесу под охраной Божьей Матери.
Итак, самый разгар опричнины. 1565 год. Митрополит сложил с себя обязанности и ушел в монастырь, не вытерпев зверств "псов государевых". Царь истово молится, опричники вешают без суда и следствия. В такую Москву приезжает игумен Филипп, старый приятель Иоанна, который и назначает его новым митрополитом. Просвещенный Филипп, знакомый, кстати говоря, с работами Леонардо да Винчи, не может мириться с бесчинствами опричников и безумием царя, он отказывается благословить его поход на Великий Новгород, и вот однажды звучит знакомый клич: "Слово и дело!", и митрополита арестовывают по обвинению в укрывательстве изменников родины. Филиппа лишают сана и ссылают в монастырь, где тот становится местным святым.
Безусловно, на общем фоне "Царь" выгодно выделяется блестящей актерской игрой, крепкой режиссурой и работой любимого оператора Клинта Иствуда Тома Стерна. К сожалению, фильм местами откровенно скучен, затянут и переполнен религиозным пафосом — с чудотворными иконами в кадре, молитвами, куполами и крестами.
Тем не менее, впечатление остается сильное и очень уж неприятное. Открывать настолько гнетущим фильмом фестиваль несколько странно. Не хочется думать, что на открытии, как и в финале картины, Лунгин выйдет к пустому залу и задаст риторический вопрос: "Где мой народ?".
Денис Шлянцев, InterMedia