Ваш аккаунт активирован

Поздравляем! Ваш аккаунт активирован!

05.12.2016
04.12.2016
03.12.2016
02.12.2016

"КОКО ШАНЕЛЬ И ИГОРЬ СТРАВИНСКИЙ": ИЗ ФРАНЦИИ В РОССИЮ ***

31.05.09 23:08 Раздел: Рецензии и обзоры Рубрика: Рецензии и обзоры
"КОКО ШАНЕЛЬ И ИГОРЬ СТРАВИНСКИЙ": ИЗ ФРАНЦИИ В РОССИЮ ***

Пресс-показ фильма "Коко Шанель и Игорь Стравинский" и посвященная ему пресс-конференция состоялись 30 мая в центре современной культуры "Гараж" в рамках фестиваля "Черешневый лес". Лента французского режиссера Яна Кунена, удачно совпавшая со 100-летием "Русских сезонов", завершала программу нынешнего Каннского фестиваля и сразу отправилась в Россию по инициативе сопродюсера Вероники Зонабенд. В главных ролях заняты Анна Муглалис (Коко Шанель), Мадс Миккельсен (Игорь Стравинский), Елена Морозова (Екатерина Стравинская), Григорий Мануков (Сергей Дягилев). Фильм создан по книге британца Криса Гринхольфа "Вилла Бель-Респиро. История любви", он же выступил автором сценария.
История взаимоотношений двух великих художников ХХ века в данной интерпретации скорее походит на выдумку, чем на правду — никому не известная Коко посетила в 1913 году премьеру "Весны священной" никому не известного композитора, завершившуюся скандалом в Театре Елисейских полей. В 1920 году эмигрировавшая из России семья Стравинских поселяется на вилле Шанель в Гарше, где между двумя незаурядными натурами мгновенно вспыхивает бурный роман, за которым невольно наблюдает страдающая туберкулезом Екатерина Стравинская. Творческие личности страстно любят друг друза за роялем и под роялем (режиссер подчеркивает важность черно-белой символики в интерьерах, нарядах Шанель, клавишах), жена (положительная героиня) тихо шипит на мужа и на его любовницу и, расстроив их роман, уезжает, оставив им обоим лишь пустоту и мучения. В финале Стравинский и Шанель в старости грезят друг о друге и о былых триумфах.
Авторы фильма не стремятся к исторической достоверности, да и реальный Игорь Стравинский отнюдь не был таким видным мужчиной, как Мадс Миккельсен (режиссер поясняет свой выбор актера тем, что хотел показать "Стравинского в восприятии Шанель", и отмечает, что композитор "был мускулист и обожал позировать обнаженным"), однако и не страдал мелодраматизмом и бесхарактерностью своего киновоплощения. По крайней мере, представить пьяным композитора, которого сравнивают с Эйнштейном, проблематично, как и вообразить, что все семейство лихо поет и отплясывает под его аккомпанемент "Ах, вы, сени, мои сени". Нарочито контрастирующая окружающему французскому миру "русская" тематика, водка и сакраментальная фраза "Скажи мне, ты с ней спал?" - пожалуй, не из лучших достижений авторов. Однако, если абстрагироваться и воспринимать киноленту, не думая о биографии и личностях Коко Шанель и Игоря Стравинского, то она вполне имеет право на успех. Из несомненных удач — работа оператора, применяющего самые разные, но востребованные именно в данный момент техники — как для кадров премьеры "Весны священной", снятых в Театре Елисейских полей, так и для тонкой работы "в узком семейном кругу". Очень хороши цветовые решения, как правило, несущие смысловую нагрузку. Дом Chanel предоставил несколько оригинальных предметов одежды и аксессуаров для Анны Муглалис, а Карл Лагерфельд специально создал платье для заключительной сцены.
Как рассказал на пресс-конференции Крис Гринхольф, однажды он увидел фото, где Игорь Стравинский и Коко Шанель были запечатлены вместе. "Я начал исследовать их биографии и увидел, что они жили параллельными жизнями, - четко подметил писатель (как известно, параллели не пересекаются). — Это черно-белая эстетика Шанель и клавиши, связь между созданными ей запахами и музыкой Стравинского". Автор подчеркнул, что есть несколько общеизвестных фактов — присутствие Коко Шанель на премьере "Весны священной", ее приглашение в 1920 году семьи Стравинского на свою виллу, создание в те же годы "Шанель №5", чуть позже - костюмов для балетов Стравинского, да и дочь композитора Людмила работала у Шанель. "Об их реальных отношениях известно мало, - говорит Крис Гринхольф. — Большинство биографов сходятся, что отношения были, но, поскольку о них известно мало, мне пришлось их придумать. Фактом остается лишь духовная близость этих людей". "Все-таки Коко Шанель известна, в первую очередь, своим одиночеством, а не коллекцией мужчин, - комментирует свою роль Анна Муглалис. — Она только что вышла из траура, приобщается к миру французского авангарда, и для нее эта музыка и этот мужчина нераздельны. Она загипнотизирована этой музыкой, поэтому ей необходимо овладеть этим мужчиной, чтобы причаститься. Но он — человек XIX века… Подобное мы наблюдаем сегодня, когда свободную женщину называют шлюхой и потаскухой".
Как бы там ни было, есть еще один вдохновивший авторов фильма факт — Коко Шанель и Игорь Стравинский умерли с разницей во времени в три месяца.
Мария Зуева, InterMedia