Ваш аккаунт активирован

Поздравляем! Ваш аккаунт активирован!

05.12.2016

МАРИИНСКИЙ ОРКЕСТР ОСВОИЛ РУССКИЙ СЕВЕР

04.05.09 14:34 Раздел: Хроника Рубрика: Хроника
МАРИИНСКИЙ ОРКЕСТР ОСВОИЛ РУССКИЙ СЕВЕР

Симфонический оркестр Мариинского театра и Валерий Гергиев завершили северную часть гастролей VIII Московского Пасхального фестиваля концертом в честь дня рождения маэстро, который состоялся 2 мая в Концертном зале Мариинского театра. Всего в рамках данного тура, стартовавшего 27 апреля, состоялось шесть концертов в пяти городах четырех регионов. В Великий Новгород, Петрозаводск, Мурманск и Беломорск Пасхальный фестиваль пришел впервые. Впервые выступил на Кольском полуострове и в Карелии и сам Мариинской оркестр — ажиотаж посему был огромный, в Новгороде коллектив появился уже в третий раз. В Санкт-Петербурге состоялось две "пасхальных" акции — 1 мая прозвучала премьера "Свадьбы Фигаро" В.А.Моцарта (концертное ее исполнение прошло 27 апреля на сцене Новгородского драмтеатра); концерт 2 мая "Валерий Гергиев и друзья" собрал на одной сцене маэстро и его оркестр, Юрия Башмета, Дениса Мацуева, Анну Нетребко, поздравить же знаменитого дирижера пришли Родион Щедрин и Майя Плисецкая. Впрочем, Щедрина вполне можно поставить в один ряд с участниками праздничного вечера — его сочинения прозвучали со сцены Концертного зала дважды. Великолепный Брасс-ансамбль в качестве сюрприза преподнес эффектную пьесу "Пасхальные звоны", еще раз доказав, что лучшая медь России нынче в Мариинском театре, а блистательный популярный пианист Денис Мацуев сыграл финал Пятого фортепианного концерта, который москвичам предстоит услышать 9 мая на закрытии Пасхального фестиваля в Светлановском зале ММДМ. Юрий Башмет сыграл альтовый романс Макса Бруха, а прибывшая совсем незадолго до выхода на сцену Анна Нетребко исполнила арию Виолетты из "Травиаты" Джузеппе Верди. Зал приветствовал всех музыкантов стоя.
"Свадьбу Фигаро" на русском языке в переводе П.И.Чайковского в рамках северной региональной программы Пасхального фестиваля довелось послушать дважды — на открытии гастролей в Новгороде в концертном варианте и с незначительными изменениями в составе в Концертном зале Мариинки. Странно, но менее убедительными выглядели исполнители главных партий — Фигаро Вадима Кравеца тяжеловат и агрессивен, однако граф Альмавива Евгения Уланова в Концертном зале превзошел его в воплощении первобытных страстей (в Новгороде Альмавиву более удачно спел и даже сыграл, бегая с пожарной лопатой, Сергей Романов), Сюзанна Карины Чепурновой кокетлива несколько чрезмерно. Более убедительна графиня Розина Анастасии Калагиной, самое приятное впечатление оставляют исполнители второстепенных ролей — Андрей Зорин (Базилио), Елена Цветкова (Керубино) и ставшая просто открытием Маргарита Фишер (Барбарина) из Академии молодых певцов, - жаль, их партии коротки. Оформлен спектакль в гламурно-пасторальном стиле, отсылающем к Англии начала ХХ века, немому кино и сериалам по мотивам Агаты Кристи. Валерий Гергиев неоднократно подчеркивал, что данный "Фигаро" ставился, чтобы приобщить к оперному искусству школьников, студентов из малоимущих семей — самый дорогой билет на премьеру стоил 300 рублей.
Пожалуй самым ярким впечатлением северных пасхальных гастролей (не считая природных красот, которые восхитили даже видавших виды мариинцев, невероятно для нашего времени отзывчивых людей) стал концерт в Петрозаводске, в программу которого включили Первую симфонию Яна Сибелиуса, Симфонические танцы С.В.Рахманинова и Болеро Мориса Равеля (программа была повторена в беломорском районном Доме культуры, Сибелиус также звучал 2 мая в Мариинке, а Равель — 29 апреля в Мурманске, предваряя появление мариинского баса, мурманчанина Евгения Никитина). Жаль, что столь шикарного Сибелиуса удалось послушать не всем желающим — по сведениям местных источников, билеты в 500-местный зал Петрозаводской госфилармонии распространялись едва ли не "под столом" и "для своих". Ареалы распространения очень хорошо прослеживались прямо "по рядам": чуть поближе — администрация, подальше — ряд консерваторской профессуры.
Впрочем, маэстро Гергиев обещал во всех названных городах возвращение Пасхального фестиваля — пусть не самого оркестра, но ансамблей или солистов Академии молодых певцов. Пока же коллектив отправился с очередными пасхальными концертами в Ереван, где выступит 3 и 4 мая.
Что касается Мариинского оркестра — ему пора присваивать звание "оркестра-героя". До кольско-карельской гастроли музыканты проехались по Казани, Перми, Екатеринбургу, Нижнему Новгороду — день в городе, ночь в поезде и не везде с гостиницами. Конечно, душевые кабинки есть в чартерном поезде (красивый состав с надписью "Московский пасхальный фестиваль, художественный руководитель Валерий Гергиев") — целый вагон, около семи душевых купе. Но опыт принятия душа "в движении" между Мурманском и Беломорском - уже не из рубрики "Академическая музыка". Однако при всех в общем-то малопригодных для жизни условиях музыка на сцене остается — мариинцы уважают слушателя, будь то житель Беломорска, трогательно встречавшего Валерия Гергиева хороводами в кокошниках, или петербуржец из VIP-зоны.
Мария Зуева, InterMedia