Ваш аккаунт активирован

Поздравляем! Ваш аккаунт активирован!

10.12.2016
09.12.2016
08.12.2016

"ДОРОГА ПЕРЕМЕН": ПУСТОТА ПО-АМЕРИКАНСКИ ***

22.01.09 10:08 Раздел: Рецензии и обзоры Рубрика: Рецензии и обзоры
"ДОРОГА ПЕРЕМЕН": ПУСТОТА ПО-АМЕРИКАНСКИ ***

Пресс-показ драмы "Дорога перемен" ("Revolutionary Road", США-Великобритания, 2008, режиссер — Сэм Мендес, в ролях - Леонардо Ди Каприо, Кейт Уинслет, Кэти Бейтс, Кэтрин Хан, Майкл Шэннон, Дэвид Харбор) прошел в кинотеатре "Октябрь" 21 января.
Они встретились на вечеринке, обронили пару загадочных фраз, слились в танце, многозначительно глядя друг другу в глаза. Затем поженились, переехали в новый дом на Революшнери-роуд, завели детей. Он, поработав грузчиком в порту, стал ходить на работу в офис в толпе серых безликих клонов. Она после неудачной карьеры театральной актрисы сделалась домохозяйкой. Обычная жизнь рядовых представителей среднего класса. Но все дело в том, что Фрэнк (Ди Каприо) и Эйприл (Уинслет) считают себя особенными. Размеренная жизнь американской глубинки кажется им пресной и скучной, люди, живущие по соседству, — глупыми и неинтересными, а работа — докучливой каторгой. И пусть Фрэнк от нечего делать крутит нехитрый роман с коллегой, семейная пара все больше погружается в разговоры о смысле, предназначении, безнадежности и пустоте. В один прекрасный день Эйприл решает "снова начать жить" и предлагает Фрэнку "путь к новой чудесной жизни" - уехать в Париж. Европа таит больше возможностей для особенных людей. Эйприл будет работать секретаршей, а Фрэнк предаваться обломовщине до тех пор, пока не поймет, что он хочет от жизни. Перспектива иного счастья захватывает супругов. Покупаются рекламные проспекты, изучается французский язык. Но вот Фрэнк получает повышение по службе, а Эйприл понимает, что беременна. Мечта о переменах остается только мечтой.
Действие фильма происходит в 50-е, хотя для истории, рассказанной в нем, это не имеет значения. Время не оставляет никакого отпечатка на смысле, скорее, делает более приятным фон. И на этой сладкой от несбывшихся надежд палитре тонкими штрихами наносится узор. Мендес, экранизируя одноименный роман Ричарда Йейтса (к которому в свое время хотел, но так и не сумел прикоснуться Джон Франкенхаймер), меньше всего стремится вторить поэту Маяковскому. Любовная лодка не разбивается о быт - она просто тонет. Потому как никто не в состоянии дать ответ на вопрос, каким образом приходит и уходит любовь. А понимание того, что нет чувства более зыбкого, осознается с возрастом. И Фрэнк, и Эйприл не были исключительными, иначе они построили бы свою жизнь по-другому. В Париже или на Луне их настиг бы тот же кошмар, поскольку "от самих себя не улететь, не скрыться на подводной лодке".
Как и в "Красоте по-американски", Мендес выстраивает ледяную геометрию кадра, в котором очень личное высказывание делит экранное время с отстраненным взглядом на события. Совершенство линий радует глаз идеальной стерильностью. Музыкальный ряд также отсылает нас к знаменитому мендесовскому дебюту. Но если, рассуждая о красоте, режиссер предпочитал бронебойное любование парящим над землей пакетиком, главным визуальным образом "Дороги перемен" становятся интерьеры. В них, как погруженные в аквариум реалити-шоу, герои переживают клаустрофобический опыт, зовущийся браком, наглядно иллюстрируя поговорку, что таким словом хорошее дело не назовут. Для того чтобы они лучше поняли себя и друг друга, на полотно жирным мазком нанесен персонаж Майкла Шеннона — сумасшедший, режущий правду в лицо, которая совсем не по вкусу живущим во лжи супругам. Прием настолько банально жалкий, что воспринимается, как удар под дых.
Актерские же работы хороши. Ди Каприо как никогда убедителен в роли так и не сумевшего "вырасти" мужчины. Что касается его компаньонки по "Титанику", то еще в 1994 году, на съемках "Небесных созданий", режиссеру Питеру Джексону приходилось объяснять Кейт Уинслет, что происходящее в фильме не является реальностью — вживаться в образ она умеет с детства. Так что "Золотой глобус" за лучшую женскую роль на этот раз попал в правильные руки.
Горько, но каждый второй любитель картин в стиле режиссера Звягинцева узнает в нервных метаниях героев самих себя. В первую очередь, те, кто день за днем ходит в офис, изменяет своей "второй половине" и периодически всхлипывает на весь мир: "Мне 35 лет, я ничего не сделал, мы тратим жизнь не на то!" А на вопрос, кто виноват, плаксиво морщится. Для таких героев нашего времени картина Мендеса рискует стать мазохистским бальзамом, оправданием собственной бездарности, билетом в один конец. За обратным билетом следует обращаться к другим авторам. Скажем, к фильму Хичкока "Богатые и странные" (1932), где семейная пара примерно с такими же проблемами все же уехала из Америки в кругосветку. Что из этого вышло, служит наглядным примером того, что человеку при желании доступно решительно все. Мендес же выводит истерику совсем на другие орбиты. А "на этих высотах иллюзиям не хватит кислорода".
Анастасия Белокурова, InterMedia