"НЭНСИ" - "ДЫМ СИГАРЕТ С МЕНТОЛОМ. 15 ЛЕТ" **
Герои вчерашних музыкальных дней что-то повадились возвращаться. Точнее, объявлять о своих громких возвращениях. Всякая прозябавшая в безвестности экс-звезда норовит подвести под свои отчаянные попытки вернуться на сцену теоретическую базу. Дескать, воспитывала дочку, а теперь возвращаюсь. Или: уезжала жить в секту, а теперь готова начать заново. Или: эмигрировали и были за границей успешны, но родные осины неудержимо потянули обратно. Но никто ведь не скажет честно, что деньги кончились, и надо бы заработать новых. Не любят наши сбитые летчики признаваться и в том, что на самом деле все это время никуда они не уходили: выступали на низкобюджетных корпоративах, в районных ДК или перед диаспорой в Германии, и тут вдруг выпал шанс напомнить о себе (обычно этот шанс означает, что артиста пригласили в передачу "Суперстар"). Мало кто из "суперстарых" на вопрос, чем же они занимались в последнее время, скромно отвечает, что, в общем-то, работали. Нет, если уж выпадали из поля зрения, то о "возвращении" нужно объявить как можно пафоснее. Может, поэтому дальше громких объявлений большинство из этих реюнионов не заходит?
Известие о новом рождении группы "Нэнси" вызвало массу положительных эмоций. Во-первых, преподнесено это было так торжественно, будто возродились как минимум Led Zeppelin (и юбилейно-возвращенческий диск тоже оформлен с невероятной серьезностью). Во-вторых, "Нэнси", как и многие их коллеги, никуда особенно не уходили — даже сами они в официальной биографии называют период с 2000 по 2003 годы не распадом, а "инкубационным периодом". В-третьих, само словосочетание "возрождение группы "Нэнси" звучит почти так же радостно, как, к примеру, "возрождение группы "Маленький принц" или там "Неоновый мальчик" - то есть крайне нелепо. Сам коллектив, в 1993 году с отменно трэшовым "Дымом сигарет с ментолом" вспрыгнувший на подножку уходящего поезда сиротского попса, относится к себе очень серьезно — тогда как остальные всю жизнь воспринимали "Нэнси" как юмористический, пародийный проект. Не знаю, какой стоеросовой надо быть дубиной, чтобы взаправду страдать над всеми этими "платье по моде носишь", а не ржать в голос над "Ментолом" и прочими "Чистыми листами" и "Ночными вокзалами". Даже сам внешний вид дуэта оставлял очень мало шансов на то, что все это не понарошку. Широкий мужланистый (типаж исполнителя русского шансона) Анатолий Бондаренко и андрогинно-напомаженный (типаж накрашенного сиротинушки из "Ласкового мая") Андрей Костенко являли собой почти идеальную юмористическую пару — а их подчеркнутая старательность в производстве песен о трагических любвях только усиливала этот эффект.
Возрождать такую группу (тут даже не принципиально, распадалась она или нет) стоило, пожалуй, только для того, чтобы вновь от души повеселиться над суровыми мужиками, изображающими наивных юношей-дурачков. Сняли бы какой-нибудь прикольный римейк на клип "Дым сигарет с ментолом", вписались бы на ретро-фестиваль — наверняка заслужили бы много позитивных отзывов и приглашений на вечеринки. Но так нет же! Вы не поверите, они всЈ это всерьез! Продюсер, певец, поэт и композитор Анатолий Бондаренко действительно считает, что 15-летие ГЛАВНОЙ ПЕСНИ нужно отмечать вот так — выпуском мрачного гроба из CD и DVD и торжественными криками о возвращении группы. Да, ребята, это не прикол. Даже не знаю, как после этого известия вы будете слушать юбилейный сборничек, где хватает чумовых по корявости строк и простецких до лоховства мелодий. Когда понимаешь, что автор сочинил все это не специально, а чисто от души — прямо как-то неловко становится.
Алексей Мажаев, InterMedia
«Серебро» - «Перепутала» ****
2015, «Монолит»
Группа «Серебро» как-то активизировалась и бомбардирует слушателей синглами – видать, не за горами большой релиз. Хотя полнометражные альбомы выпускать ни к чему, если каждая новая песня, сопровождаемая провокационным клипом, будет вызывать большой резонанс – а ведь «Серебро» и их продюсер Максим Фадеев хорошо знают, как его устроить.
Вышло так, что сначала я послушал сингл «Перепутала» - и он показался мне не более чем милой среднетемповой песней с относительно запоминающимся припевом и типичной девичьей любовной лирикой, в создании которой неплохо поднаторела солистка и соавтор Фадеева Ольга Серябкина. Ну а уже потом я ознакомился с клипом на эту песню.
Что тут сказать: вне видеоряда песня работает процентов на 30 и кажется вполне проходной. Но клип нужно посмотреть как можно быстрее – мало ли что взбредёт в голову коллективному Человеку Запрещающему; там, где здравомыслящий зритель увидит красивых девок с необычной тягой к чёрному юмору, охранитель непременно узреет пропаганду суицида и агрессивную сексуальность. Гармоничным фоном к видеоклипу, от которого невозможно оторвать глаз ни «разрешителю», ни «запретителю», служит песня «Перепутала». С этой картинкой она неумолимо оккупирует мозг, и, услышав её где-нибудь, вы, может, и не сразу вспомните, кто поёт, но обрадуетесь песне, как родной. Но только в таком порядке: без видео – необязательный трек, с видео – хит сезона.
Алексей Мажаев,InterMedia
Витас доверил создание клипа на песню «Мне бы в небо» поклонникам
Витас запустил конкурс для поклонников на создание авторской версии видеоклипа «Мне бы в небо». Весной этого года артист снял клип на эту песню с певицей Ксеноной, с которой они ее исполняли дуэтом, и музыканты остались довольны результатом. Однако сейчас перед релизом нового альбома Витаса «Мне бы в небо» подготовлена соло-версия песни, и певец предложил всем творчески заинтересованным людям сделать свою версию клипа именно на ее сольный вариант.
Творения поклонников Витас будет отсматривать сам. В свой день рождения он выберет победителя из числа претендентов и возьмет его с собой на концерт в Пекине с новой программой «Скажи, что ты любишь», который состоится в будущем году.
«Иван Купала» - «Родина» ****
«Яндекс.Музыка». Релиз диска состоялся в июле.
«Получилось, что мы не появлялись с новыми песнями более семи лет, - объяснял «спикер» «Ивана Купалы» Алексей Румянцев, когда работа над «Родиной» вышла на финишную прямую. - Во многом это связано с тем, что в нашем случае работа над новыми песнями, работа над новыми альбомами, она достаточно трудна. Проводится очень тщательная реставрационная работа, которая позволяет нам получать фольклорные записи в том качестве, в котором они пригодны для использования в наших треках. Такой процесс, к сожалению, отнимает очень много времени и с каждым новым разом, с каждым новым альбомом количество затраченного времени, к сожалению, увеличивается в геометрической прогрессии. В таких трудах как-то очень быстро и незаметно пролетело семь лет, и наконец-то альбом готов». После этого оптимистичного разъяснения прошла еще пара лет, и «Родина» наконец-то вышла. В кропотливом творческом подходе «купальцев» со времен премьеры «Костромы» (1999) мало что изменилось – но как же поменялся ландшафт вокруг! Когда аутентичная этно-музыка в электронном обрамлении дебютировала в конце «лихих 90-х», это интересовало всех. «Наше радио» утянуло песни «Купалы» в свою норку, MTV с помощью группы облагораживало эфир на фоне киркоровых и рук вверх, новость о появлении концертного состава обошла едва ли не первые полосы газет, а уж о возрождении национальной культуры с помощью «Ивана Купалы» не кричал только ленивый… Музыканты, будь они чуть поразговорчивее, могли бы стать мега-звездами и не сходить с обложек, даже не слишком стараясь записывать новые альбомы. Но они предпочли на десяток лет уйти в себя и углубиться в творчество – чтобы выплыв с «Родиной», обнаружить, что теперь это искусство здесь мало кому интересно, а главной музыкальной новостью за полгода является 40-секундный танец на месте бывшего бассейна.
Не будем здесь вспоминать о «возрождении национальной культуры» - уж больно сильную зевоту вызывает это словосочетание. Не будем ругать 90-е: как минимум, по степени любопытства ко всему новому и необычному они дадут большую фору нынешнему и прошлому десятилетиям. «Иван Купала» стал жертвой двух крайностей: сначала их подняли даже на те щиты, на которые они и не думали взбираться. А сейчас на все их эксперименты взирают с пресыщенным равнодушием. И MTV давно не интересуется музыкой, и аутентичный фолк вернулся в культурные резервации. Туда же со своим новым альбомом отправился и «Иван Купала».
При нормальном состоянии умов, страны и шоу-бизнеса возвращение группы стало бы, может, и не триумфальным, но заметным, а кропотливость и перфекционизм только добавил бы к ним уважения. «Иван Купала» - крепкий проект, удачно нашедший свою нишу и с каждым альбомом звучащий все интереснее и профессиональнее. Великолепна обложка «Родины»: летящий в небе домик с клочком земли – прекрасная метафора здорового отношения к корням. Фольклорное пение бабок дополнено на пластинке фрагментами народных сказок в их же исполнении. Голоса вокалисток, кстати, весьма напоминают те, что произвели такой фурор во времена «Костромы»; даже если бабушки другие, это не отменяет гуманистического посыла: пусть старушки живут долго и записывают с «Иваном Купалой» еще десяток альбомов. Что касается аранжировочных приемов, то они стали гораздо разнообразнее: после радости узнавания быстро приходит понимание, на что, собственно, было «незаметно» потрачено десять лет. У «Купалы» появились и восточные мотивы (см. «Балабай» или «Гамелан»), и много музыки a la Enigma, и просто сами по себе сильные мелодии. А такие треки, как «Коток», «Жито», «Лося» и «Родина», были бы уместны и звучали бы свежо и красиво на волне практически любого формата.
Алексей Мажаев, InterMedia
.jpg)