Ваш аккаунт активирован

Поздравляем! Ваш аккаунт активирован!

06.12.2016
05.12.2016

МИША МАЙСКИЙ СЫГРАЛ "СВОИХ" ГАЙДНА, ЧАЙКОВСКОГО И БРУХА

20.10.08 09:15 Раздел: Хроника Рубрика: Хроника
МИША МАЙСКИЙ СЫГРАЛ "СВОИХ" ГАЙДНА, ЧАЙКОВСКОГО И БРУХА

Концерт камерного оркестра "Виртуозы Москвы" и виолончелиста Миши Майского состоялся 18 октября в Большом зале консерватории. Событие было приурочено к двум круглым датам — 60-летию солиста (Майский родился 10 января 1948 года) и 30-летию оркестра, созданного в 1979 году. Вечер открыл юбилейный цикл "Виртуозов", к участию в котором будут приглашаться лучшие современные солисты. Помимо этого, по замечанию ведущего вечер Святослава Бэлзы, акция проходила в год 50-летия Конкурса им. П.И.Чайковского — его лауреатами являются и Миша Майский, и художественный руководитель "Виртуозов Москвы" Владимир Спиваков, который в следующем году отметит свое 65-летие.
Первое отделение концерта в БЗК посвятили юбилею Миши Майского — он выступил в фортепианном дуэте со своей дочерью Лилией. Как отметил г-н Бэлза, "музицирование с дочерью" - это "радость, которую могут испытать немногие музыканты". В исполнении семейного ансамбля прозвучали три пьесы С.В.Рахманинова — "Мелодия", "Вокализ", "Элегия" - и Соната для виолончели и фортепиано Дмитрия Шостаковича.
Во втором отделении юбилей отмечали "Виртуозы Москвы", на днях вернувшиеся из тура по Сибири и Дальнему Востоку. Лилия заняла свое место в партере, а ее отец сел с инструментом Доменико Монтаньяно на место дирижера и управлял оркестром. Прозвучали "Ноктюрн" П.И.Чайковского, "Кол нидрей" (название еврейской молитвы, в переводе - "Все обеты") Макса Бруха, До-мажорный концерт для виолончели с оркестром Йозефа Гайдна.
При всем разнообразии программы, включившей произведения самых разных эпох и эмоций, Миша Майский остался самим собой. Популярный нынче аутентизм не для него — музыкант в лучших традициях романтиков передал залу свое личное неповторимое прочтение замысла композиторов. Вот он Рахманинов — с неожиданными переходами от медитативного созерцания к страстной тоске, вот он — отрывистый речитативный Шостакович, уютная грусть известных мелодий Чайковского, вот плагальный Брух, вот он Гайдн — солнечный, напористый игривый до хулиганства, — и все это Майский.
Очень чутко проявил себя оркестр — несмотря на то, что солист фактически не дирижировал, а лишь порой "обращался" к коллегам рукой, словно приглашая их принять участие в игре, передавая настроение, ансамбль воспринимал даже чуть приглушенную "вокальную" тембровую манеру его виолончели.
С точки зрения внешнего оформления, Миша Майский снова проявил себя великолепным стилистом — его знаменитые свободные шелковые рубашки без пуговиц от японского дизайнера Иссея Мияке были выдержаны на сей раз в торжественной серебристо-черной гамме, а шею неизменно украшал индийский талисман. Во втором отделении, будучи в некоторой степени "дирижером", музыкант даже несколько изменил своей традиции, предпочтя свободной рубахе серебристый фрак — впрочем, все такой же свободный и шелковый.
Российские слушатели проявили себя по-разному. Если в первом отделении партер обидно зиял пустыми местами, то во втором его заполнили меломаны, кучковавшиеся до этого на галерке. Для тех, кто устроил в финале концерта овации и принес множество цветов, Миша исполнил на бис Andante cantabile Чайковского, ну а те, кто не убежал после первого биса в гардероб, услышали в переложении для виолончели романс "Я встретил вас". Зрители приветствовали Мишу Майского стоя.