Ваш аккаунт активирован

Поздравляем! Ваш аккаунт активирован!

10.12.2016
09.12.2016
08.12.2016
07.12.2016

"ТОТ, КТО ГАСИТ СВЕТ": ПЕРВЫЙ, БЛИН…*

24.09.08 16:39 Раздел: Рецензии и обзоры Рубрика: Рецензии и обзоры
"ТОТ, КТО ГАСИТ СВЕТ": ПЕРВЫЙ, БЛИН…*

Пресс-показ фильма "Тот, кто гасит свет" (Россия, 2008, режиссер — Андрей Либенсон, в ролях — Алексей Гуськов, Алексей Горбунов, Артур Смольянинов, Екатерина Вилкова, Андрей Смоляков, Екатерина Редникова, Сергей Гармаш) прошел в кинотеатре "Октябрь" 23 сентября.
"Тот, кто гасит свет", как уверяет пресс-релиз, есть первый российский фильм на такую, казалось бы, неисчерпаемую и интригующую тему, как жизнь и "подвиги" серийного маньяка. Убийца специализируется на девочках-блондинках 9-14 лет и, по мнению следователя Моисеева (Алексей Гуськов), он явно не питерский. Еще бы - разве жители культурной столицы способны на такие зверства! Следуя этой логике, Моисеев отправляется в народ, в районный центр Светлогорск, где несколько месяцев назад произошел, пользуясь юридической терминологией, первый эпизод. Местные жители встречают "ревизора" не слишком дружелюбно: по их угрюмым лицам даже самому невнимательному зрителю ясно, что у каждого в шкафу спрятан не один скелет. С этими громыхающими костями и предстоит разобраться капитану Моисееву.
В самом деле, интересно, почему никто не разрабатывал эту явно прибыльную жилу до Андрея Либенсона (если не брать в расчет совсем уж маргинальные опыты вроде "Вышки Чикатило" Михаила Волохова)? После просмотра получившегося комом, совершенно несъедобного винегрета становится понятно, почему.
Во-первых, стало уже общим местом упрекать дебютанта Либенсона в прямых и косвенных заимствованиях у эталонов жанра вроде "Молчания ягнят", "Семи", "Зодиака". Сами по себе цитирование и повторение пройденного не так уж и предосудительны: всегда можно сказать, дескать, я постмодернист, и это мой творческий почерк, или сослаться на Борхеса, который, как известно, упростил все существующие сюжеты до четырех. Но зачем "воровать" у западных коллег с фантазией танка, прущего напролом в лобовую атаку?
Во-вторых, сценарий этого, напомню, триллера про маньяка-детоубийцу написан из рук вон плохо. Чтобы не быть голословным, приведу характерные примеры. Автор сценария, он же режиссер, наверняка когда-то видел фильмы Киры Муратовой, поэтому - для большей артхаусности, видимо - его герои часто повторяют одно и то же: "Я не никто! Я не никто! Я кто!!! Я кто!!!" или более пронзительный вариант: "Я не жетон на метро! Я не жетон на метро!" То, что у Муратовой вызывало страх и отвращение, у Либенсона провоцирует истерический смех, а то и желание, выругавшись громко и нецензурно, немедленно покинуть зал.
Неубедительны и откровенно ужасны не только реплики персонажей. В этом фильме полно сырых, непроработанных характеров и сцен: так, следователь Алексей Гуськов украшает стены съемных квартир и гостиничных номеров фотографиями расчлененных девочек, героически залезает на крышу дома по водосточной трубе и купается в проруби, не сняв пальто; Юрий Ицков в идиотском красном свитере косит под маньяка; неразборчивая в связях Екатерина Вилкова бродит вечером между простынями и пододеяльниками, вывешенными сушиться на мороз, а у алкоголика Андрея Смолякова дома рядом с портретом убитой дочери висит постер "Остаться в живых".
Вполне возможно, картина войдет в историю и энциклопедии, но не как "первый российский фильм про серийного маньяка", а как первый фильм, в котором хороший актер Сергей Гармаш в монологе о том, что нужно во что бы то ни стало найти убийцу, - как раз на словах "Мне дышать нечем" - убедительно, по системе Станиславского, шевелит ушами. Как рыба жабрами.
Что, впрочем, тоже достижение.
Денис Шлянцев, InterMedia