Ваш аккаунт активирован

Поздравляем! Ваш аккаунт активирован!

03.12.2016
02.12.2016
01.12.2016

"ПРАВО НА УБИЙСТВО": ДВЕ ЗВЕЗДЫ, ДВЕ СМУТНЫХ ПОВЕСТИ**

19.09.08 19:15 Раздел: Рецензии и обзоры Рубрика: Рецензии и обзоры
"ПРАВО НА УБИЙСТВО": ДВЕ ЗВЕЗДЫ, ДВЕ СМУТНЫХ ПОВЕСТИ**

Пресс-показ фильма "Право на убийство" (США, 2008, режиссер — Джон Эвнет, в ролях — Роберт Де Ниро, Аль Пачино, Кертис Джексон, Донни Уолберг, Джон Легуизамо, Карла Гуджино) прошел в кинотеатре "Октябрь" 17 сентября.
Самые харизматичные актеры современного кинематографа - Роберт Де Ниро и Аль Пачино - нечасто пересекаются на одной съемочной площадке. В "Праве на убийство" зритель их может увидеть в третий раз — после "Крестного отца-2" Копполы и "Схватки" Манна. Причем в "Схватке" их совместный эпизод длился несколько минут, а в "Крестном отце-2" они появлялись на экране по отдельности. Это упущение с лихвой восполняет "Право на убийство" - заурядная, неуклюже рассказанная криминальная драма о том, что, если вы не знали, винтовка — это праздник, а все остальное, включая законность и правопорядок, пусть летит в тартарары. То есть, говоря языком академическим, о правовом нигилизме.
Первые кадры: Роберт Де Ниро, смахивающий в своей нелепой "кенгурухе" на Винни Джонса, исповедальным тоном произносит: "Да, я убил четырнадцать человек". Еще раз: в самом начале фильма зрителям прямым текстом говорят: кто, кого и сколько. Вы не чувствуете подвоха? Нет? Тогда Де Ниро решительно рубит с плеча правду-матку: "Я люблю стрелять и ненавижу преступников. Что мне еще оставалось?"
В самом деле, что? Закон, который, что дышло, и у нас, и, оказывается, у них, бездействует или поворачивается не совсем туда. Кто восстановит "справедливость для всех"? Кто знает недостатки системы лучше ее винтика?
Циничный остряк Фиск (Аль Пачино) и неуравновешенный ревнивец Коуэн (Роберт Де Ниро) находятся по одну сторону баррикад. Вместе они расследуют преступления "таинственного" (ну, для них таинственного, но мы-то с вами знаем) серийного убийцы, который метко стреляет, знает все о своих жертвах и оставляет — вот за этот "оригинальный" ход сценарист заслуживает, как минимум, гильотины — на трупах своих жертв просто чудовищные вирши, например такие (про священника-педофила): "Служили дети старику, а он у похоти в плену". И подобные, с позволения сказать, стихи с гордостью зачитываются над найденными телами.
Кроме упомянутых эстетических преград, нашим следователям попадаются препоны чисто физические: любовница Де Ниро учиняет собственное расследование, завистливые коллеги по отделу (Джон Легуизамо и Донни Уолберг, солист возвращенного к жизни бойз-бенда New Kids on the Block) строят козни и пытаются "подсидеть" ветеранов, да еще вечно под ногами путается рэппер-наркодилер 50 Cent… В общем, становится не до стихов.
Фильм медленно и неповоротливо движется к предсказуемому с первых минут финалу, и единственный вопрос, который интересует зрителя, - каким образом Джону Эвнету удалось заполучить в свою колоду сразу два козырных туза? Почему они согласились сыграть у малоизвестного режиссера с, мягко говоря, сомнительной ("Жареные зеленые помидоры" и "88 минут") репутацией?
Впрочем, кажется, у меня есть ответ. Режиссер решил поставить эксперимент - внести свои пять центов в миф об идентичности Пачино и Де Ниро. Нет-нет, не физической идентичности, тут как раз все просто: у одного родинка на щеке, а другой знает, как пахнет женщина. Имеется в виду метафизическая схожесть, которую раньше — из уважения к зрителю - принято было маскировать (Майкл Манн поставил их по разные стороны баррикад, хотя Коппола подошел чуть ближе, установив между актерами родственную связь). Но именно Эвнету в этом фильме удалось довести до абсурда похожесть типажей Аль Пачино и Роберта Де Ниро, сделав их полностью взаимозаменяемыми сиамскими близнецами и уничтожив в них дух соперничества. И что же выяснилось в ходе этого эксперимента? Да ничего нового — когда актерам скучно играть, зрителям столь же скучно на них смотреть.
Денис Шлянцев, InterMedia