Ваш аккаунт активирован

Поздравляем! Ваш аккаунт активирован!

01.12.2016

"ЭЛИТНЫЙ ОТРЯД": НА ВОЙНЕ КАК НА ВОЙНЕ ****

27.06.08 16:57 Раздел: Рецензии и обзоры Рубрика: Рецензии и обзоры
"ЭЛИТНЫЙ ОТРЯД": НА ВОЙНЕ КАК НА ВОЙНЕ ****

Показ социальной драмы "Элитный отряд" (Tropa de Elite, Бразилия-Аргентина, 2007, режиссер - Жозе Падилья, в ролях - Вагнер Моура, Кайо Жункейра, Андре Рамиро) прошел в кинотеатре "Пушкинский" в рамках программы "Отражения" ХХХ ММКФ 26 июня.
Отряд БОП - бразильский спецназ, действующий вне рамок обычных правоохранительных органов, - ведет на улицах Рио-де-Жанейро настоящие бескомпромиссные боевые действия против наркомафии и коррумпированной до предела полиции. Символика отряда — череп на фоне скрещенных пистолетов и кинжала, и "черепа", как называют сами себя бойцы БОПа, должны действовать максимально жестко и жестоко. Они не останавливаются ни перед чем в борьбе за город без наркотиков и могут в любую секунду пойти на смерть ради выполнения приказа. Во время одной из операций капитан группы "Альфа" (спецслужбы во всех странах почему-то увлекаются греческим алфавитом) Насименто отвечает на звонок жены, которая сообщает, что она на УЗИ (не путать с одноименным израильским автоматом, который тоже упоминается в фильме), у них будет мальчик. От радости Насименто промахнулся и попал вместо бандита в полицейского. Это, конечно, не беда — тот все равно был взяточник, и все равно во время операции "черепа" перестреляли всех — и наркодилеров, и полисменов. Тем не менее Насименто понял, что с появлением ребенка должен покинуть отряд — сослуживцы относятся к его решению с полным пониманием, но капитан должен подобрать себе замену. На примете у него двое молодых бойцов - Нето и Матиас. Оба мечтают честно служить закону, Матиас даже чувствует себя в душе адвокатом — он учится в престижном юридическом институте, где влюбляется в красивую студентку из богатой семьи. Молодой полицейский становится вхож в компанию ее друзей из числа золотой молодежи, принимает участие в их благотворительном кружке. Он не знает, что кружок действует в бедных кварталах под крышей наркомафии. Тем временем в Рио планируется визит папы римского Иоанна Павла II (действие картины происходит в 1997 году). Папа желает поселиться в гостинице поблизости от бедняцких кварталов, и БОПу приказывают в целях обеспечения безопасности провести тотальную зачистку.
Игровой дебют бразильского документалиста Жозе Падильи (за который он, кстати, отхватил в этом году главный приз Берлинского МКФ) — не столько социальная, сколько экзистенциальная драма. Хотя легче сказать, чем этот фильм не является — тут и производственный полицейский триллер/экшн/боевик, и черная комедия нравов, и фильм про отношения, и почти документальный этнографический очерк, причем в нем очень много съемок ручной камерой в духе бразильского же "Города бога" Фернанду Майреллиша. В картине множество сюжетных линий, персонажей, событий — чтобы зритель во всем этом не запутался, за кадром практически непрерывно звучит подробный комментарий капитана Насименто. Прием достаточно лобовой, но в данном случае оправданный — лента непрерывно держит зрителя в напряжении, и он не без увлечения следует за спецназовцем-Вергилием в ад бразильских трущоб. Падилья, не стесняясь, использует приемы и штампы известных боевиков — тут и "Гангстер" Ридли Скотта, и "Цельнометаллическая оболочка", и "Солдат Джейн", и даже "Звездный десант" Верхувена. Но в данном случае все это выглядит как оправданное заимствование, подчиненное логике событий, к тому же в целом все сделано в очень своеобразной и привлекательной, не лишенной иронии манере. Падилья как бы торопится рассказать как можно больше об очень важном, поэтому ему легко прощаешь многословие (да и рассказывает интересно), некоторую путаность и ошибки в деталях (Насименто за кадром говорит об автоматах Калашникова в руках наркодилеров, а в кадре хулиган на дискотеке потрясает американской винтовкой М-16). Формально фильм стремится показать правду "черепов" — ради дела ты должен отречься от всего, цель оправдывает средства. Но фильм настолько реалистичен, что воспринимается такая правда весьма неоднозначно. В Бразилии полиция, кстати, пыталась запретить прокат ленты, а в итоге он стал национальным хитом. В России тоже мог бы стать — жизненный фильм.
Борис Гришин, InterMedia